Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы за август 2023 г.
Вопрос: Правомерно ли навязывание услуг страхования при заключении кредитного договора?
Вопрос: Правомерно ли навязывание услуг страхования при заключении кредитного договора?
Ответ: Согласно п. 2 ст. 935 Гражданского кодекса РФ, обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону, это означает, что заемщик имеет полное право отказаться от страховки, если он не хочет ее приобретать.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом, являются недопустимыми. Следовательно, страхование жизни и здоровья при заключении потребительского кредитного договора является правом, а не обязанностью потребителя, поскольку страхование является самостоятельной услугой по отношению к кредитованию.
Следует внимательно изучить все условия предоставления кредита, которые предоставляет сотрудник кредитной организации, и определиться с необходимостью заключения дополнительного договора страхования.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», если при предоставлении потребительского кредита заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа).
Если потребитель все же заключил договор страхования и через определенное время решил расторгнуть его, то это возможно в «период охлаждения» и при досрочном погашении кредита. По договору личного страхования, заключенному после 01.09.2020 в целях обеспечения исполнения его обязательств по договору потребительского кредита (займа), потребитель вправе обратиться в период "охлаждения" с заявлением об исключении его из числа застрахованных лиц по такому договору. В этом случае ему должны вернуть денежные средства, уплаченные им за оказание соответствующей дополнительной услуги (включая страховую премию) при отсутствии событий, имеющих признаки страхового случая. Периодом "охлаждения" в данном случае считаются 14 календарных дней со дня выражения заемщиком согласия на оказание ему дополнительных услуг (ч. 2.1, 2.5, 2.6 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Также в случае отказа заемщика от договора добровольного страхования, заключенного им в качестве страхователя после 01.09.2020 для обеспечения исполнения его обязательств по кредитному договору, страховщик обязан возвратить ему уплаченную страховую премию в полном объеме. Это возможно в случае обращения заемщика в течение 14 календарных дней со дня заключения договора страхования и при отсутствии событий, имеющих признаки страхового случая (ч. 11 ст. 11 Закона Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Помните, потребитель вправе самостоятельно решать, заключать договор страхования при оформлении кредита или отказаться.
Последние новости
Пенсионные выплаты: когда ждать индексации
Социальный фонд сообщил о планах по корректировке пенсионных выплат.
Мониторинг состояния здоровья после извержения вулкана Шивелуч
Медики провели осмотры жителей Усть-Камчатского муниципального округа после пеплопада.
Медицинская помощь после извержения вулкана Шивелуч
В Усть-Камчатском муниципальном округе проведены осмотры для детей и пациентов с хроническими заболеваниями.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку