"Квот новый поворот: что он нам несет?"

Власти планируют провести масштабное перераспределение квот на вылов рыбы и морепродукты, пишет "Комсомольская правда" Обломки штурвала.

Власти планируют провести масштабное перераспределение квот на вылов рыбы и морепродукты, пишет "Комсомольская правда" Обломки штурвала. Фото: ИА PrimaMedia

Наиболее острому вопросу, волнующему сегодня весь рыбохозяйственный комплекс России (и, естественно, его дальневосточный сегмент) посвятила свою публикацию "Комсомольская правда" . В вышедшем сегодня, 3 июня, материале "Квот новый поворот: что он нам несет?" его автор Василий Малышев анализирует позиции отраслевого сообщества и госорганов — регуляторов рыбной отрасли по поводу инициатив очередного "передела" прав доступа отечественных рыбаков к промысловым ресурсам. Редакция ИА PrimaMedia ниже публикует этот материал "КП" полностью, без сокращений и изменений. 

"Российская рыбная отрасль замерла в ожидании решения правительства о втором этапе программы инвестиционных квот. Не хотелось начинать со штампа, но, по большому счету, это и не штамп вовсе. Рыбодобытчики действительно замерли: экспорт сократился либо вовсе прекратился, внутренний рынок больше не становится, кредиты стали дороже в два раза, импортное оборудование не купить, а если купили — не привезти на верфь или ремзавод — перечислять можно долго. Жесть, одним словом. Но не та, которая нужна. Нужна белая жесть для консервных банок (о ее нехватке стало известно в апреле). А в наличии только "жесть" плохих новостей. Бизнес и жители прибрежных регионов опасаются, что апофеозом этого торнадо может стать принятие поправок в закон "О рыболовстве", которые утвердят второй этап инвестиционных квот в том виде, в котором его продвигает Минсельхоз. Это грозит банкротством десяткам малых и средних компаний в прибрежных регионах, считают эксперты.

Напомним, первый этап распределения инвестиционных квот начался в 2017 году, когда ряд предприятий получили 20% общего допустимого улова (ОДУ) сельди и минтая под обязательства покупки новых рыболовных судов и строительства перерабатывающих заводов. В 2019 году на аукционе были разыграны 50% крабовых квот, победители которого также должны были построить новые суда-краболовы. Программа стоила рыбакам около 403 миллиардов рублей "инвестиций". Изначально все квоты принадлежали компаниям-победителям аукционов 2004–2007 гг. Они давно работают в прибрежных регионах, то есть от их благополучия зависит жизнь десятков тысяч рыбаков и их семей. Многие из них являются поселко— и градообразующими.

Уже в следующем году Минсельхоз хочет отдать под инвестиционные квоты еще 24% ОДУ сельди и минтая, а также разыграть на аукционе оставшиеся у компаний 50% квот на краба и 100% дальневосточных моллюсков. По расчетам министерства, это принесет бюджету около 200 миллиардов рублей. Еще 300 миллиардов участники второго этапа должны будут вложить в строительство судов, заводов и прочих объектов. Это расчеты прошлого года, на сколько они вырастут в новых реалиях, просчитать пока невозможно.

Как рассказали ТАСС, в профильной комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в случае принятия законопроекта о втором этапе инвестиционных квот на Дальнем Востоке уже в следующем году из-за отсутствия ресурса прекратят работу 34 крабодобывающих предприятия, в большинстве своем — малый и средний бизнес (МСП). Полностью лишатся ресурса 39 МСП, занятых в добыче морского гребешка, трубача, морского ежа и трепанга — а это 82% от всего числа предприятий, добывающих таких моллюсков. У них нет денег на то, чтобы участвовать в аукционах и конкурировать с гигантами рыбной отрасли.

В конце марта РСПП направил в правительство письмо с отрицательным отзывом на законопроект о втором этапе инвестквот. Планы лишить действующие предприятия производственного ресурса в национальном бизнес-союзе назвали "беспрецедентными", а сам законопроект — "неприемлемым", так как предлагаемые изменения означают, по сути, уничтожение бизнеса компаний. Власти планируют забрать у них все без исключения квоты, чтобы разыграть их на аукционах. Вместо этого Союз предложил свой вариант регулирования отрасли — повышение налогов в виде увеличения ставок сбора за краба. По подсчетам РСПП, это принесет бюджету те же 200 миллиардов рублей дополнительных доходов, но при этом работающие в отрасли предприятия смогут и далее вести добычу и сохранять рабочие места.

"ОПОРА РОССИИ" — организация по защите малого и среднего бизнеса — также выступает против принятия законопроекта о втором этапе инвестиционных квот. По оценкам объединения, принятие документа приведет к закрытию более сотни субъектов малого и среднего бизнеса, которые суммарно потеряют более 260 миллиардов рублей. "В текущей редакции законопроект приведет к перераспределению долей квот, принадлежащих малым и средним предприятиям рыбной отрасли, в пользу крупных рыбодобывающих компаний. Реализация положений законопроекта приведет к снижению финансовой устойчивости и банкротству малых и средних предприятий отрасли, ведущих промысел крабов, моллюсков и иглокожих", — писал исполнительный директор "ОПОРЫ РОССИИ" Андрей Шубин в письме Директору Департамента регуляторной политики и ОРВ Минэкономразвития Александру Литваку в январе.

Уже в марте Минэк направил в Минсельхоз свое заключение на законопроект о втором этапе квот. Если коротко: в ведомстве нашли сразу девять существенных замечаний к документу, главное из которых касается, опять же, будущего множества средних и мелких предприятий, которые сегодня работают на рынке. В Минэкономразвития указали на то, что преимущество вновь получат несколько крупных игроков, которые находятся в лучшем финансовом состоянии и имеют доступ к заемным средствам в банках. В том числе — в государственных, которые охотно кредитуют крупные компании, способствуя превращению их в монополистов.

И здесь, кстати, напрашивается прямая аналогия с залоговыми аукционами середины 90-х годов, в результате которых несколько крупнейших российских активов оказались в частных руках. Предприятия тогда, как мы помним, были "куплены" коммерческими банками у государства... за государственные же деньги. А потом в одних руках оказывались целые отрасли, такие как нефтяная, металлургическая. Сейчас складывается похожая ситуация: банки "накачивают" государственными деньгами частные компании, делая из них монополистов. Выиграет ли от этого отрасль и, главное, жители прибрежных регионов страны — вот вопрос...

При этом пока результаты первого этапа программы инвестквот и крабовых аукционов подводить рано. Из 105 судов сдано восемь, к строительству 64 верфи пока не приступили.

Крайне важна в этой ситуации позиция Счетной палаты — именно этот орган уполномочен проводить проверки деятельности ведомств и реализации подобных госпрограмм. По информации отраслевых изданий , Совет Федерации еще осенью прошлого года рекомендовали аудиторам проверить эффективность самого механизма распределения инвестиционных квот. Ранее СП уже проводила проверку распределения на аукционах 50% ОДУ краба — и нашла серьезные недочеты. Один из них заключается в том, что аукционы не достигли основной цели — значимого увеличения поступлений в бюджеты от добычи краба и развития конкуренции. Аудиторы СП отметили, что новых игроков на этом рынке почти не появилось.

Интерес надзорных органов к результатам программы продолжает расти. На прошлой неделе на заседании межведомственной рабочей группы при Генпрокуратуре замгенпрокурора Дмитрий Демешин заявил о необходимости анализа результатов первого этапа распределения квот в обмен на инвестиции. Также, по информации fishnews.ru, представитель надзорного ведомства выразил обеспокоенность, в связи с планами Минсельхоза выставить на аукцион 100% квот на добычу морепродуктов.

По оценкам экспертов, прокурорам и аудиторам предстоит определить "денежный" эквивалент полученных на аукционе квот, а также рассчитать, какой процент от этих денег был потрачен на инвестиционные цели — строительство судов и заводов. Именно эти цифры и должны стать объективным показателем эффективности и успеха программы. Если же выяснится, что "путь инвестквот" не совсем верен, а второй этап уже будет запущен, рыбная отрасль превратиться в монополию, а все квоты будут в руках 3–5 компаний.

В этой ситуации нельзя не учитывать и текущую экономическую обстановку. Санкции и разрыв логистических цепочек практически остановили экспорт рыбы и морепродуктов. Те же санкции делают невозможным, а точнее — бессмысленным заключение не только новых контрактов на поставку из-за рубежа необходимого оборудования для новых судов и заводов, которые нужно будет построить в рамках второго этапа, но и тех, контракты на которые были заключены в 2017–2019 гг. Поэтому и рыбаки, и РСПП, и "ОПОРА РОСИИ" просили Правительство вести десятилетний мораторий на запуск следующего этапа распределения квот. Однако проект закона все же ушел на обсуждение в кабмин", завершается публикация "Комсомольской правды".

Последние новости

Мониторинг санитарно-эпидемиологической обстановки в Усть-Камчатске

Управление Роспотребнадзора контролирует последствия пеплопада от вулкана Шивелуч.

Бюджет Камчатского края на 2025 год: приоритеты и социальные обязательства

Обсуждение бюджета прошло с участием депутатов и жителей региона.

Обсуждение краевого бюджета на 2025–2027 годы в Камчатском крае

Публичные слушания выявили ключевые проблемы и рекомендации по финансированию.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Бугульме

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *