Администрация сельского поселения незаконно уволила сотрудника
ОЛЮТОРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ПРЕСС-РЕЛИЗ (ссылка на пресс-службу Олюторского районного суда обязательна) Администрация сельского поселения незаконно уволила сотрудника 20 марта 2024 года Олюторским районным судом
ОЛЮТОРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ПРЕСС-РЕЛИЗ
(ссылка на пресс-службу Олюторского районного суда обязательна)
Администрация сельского поселения незаконно уволила сотрудника
20 марта 2024 года Олюторским районным судом Камчатского края рассмотрено гражданское дело по исковому заявлению К. к Администрации муниципального образования сельское поселение «село А.» Олюторского района Камчатского края о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, признании незаконной записи в трудовой книжке, возложении обязанности о замене трудовой книжки на новую, взыскании компенсации морального вреда.
В исковом заявлении К. указывает, что состояла с ответчиком в трудовых отношениях, замещала муниципальную должность «Советник». В указанную в иске дату работодателем ей было вручено уведомление о расторжении трудового договора в связи с сокращением штата работников. Истец была уволена по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение штата). Поскольку работодателем ей не было разъяснено и представлено обоснование необходимости сокращения штата работников, считает увольнение незаконным и необоснованным. Кроме того, полагает, что сокращение штата носит мнимый характер, является формальным. Незаконными действиями работодателя ей причинен моральный вред, который она оценила в 100000 рублей.
Истец К. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала.
Представитель истца С. пояснил, что его доверитель преимущественным правом оставления на работе не обладала, трудовую книжку и окончательный расчет получила вовремя, но после её сокращения узнала, что должность советника продолжает иметься в штатном расписании, и другой человек получает за это заработную плату. Полагал, что сокращение штата носило мнимый характер, являлось формальным, и было направлено на избавление от неугодного руководству работника.
Ответчик Администрации МО СП «село А.» с исковыми требованиями не согласились, пояснили, что процедура увольнения К. по сокращению штата работников была проведена в соответствии с действующим законодательством, просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля К., суду пояснила, что работала бухгалтером в Администрации МО СП «село А.». Когда истец была уже уволена, прежнее штатное расписание продолжало действовать, а за должность советника получал оплату заместитель главы М., на что было распоряжение главы администрации.
Помощник прокурора Олюторского района в своем заключении полагал требования иска о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе в прежней должности, признании незаконной записи в трудовой книжке, возложении обязанности о замене трудовой книжки на новую - подлежащими удовлетворению, поскольку сокращение штата работников администрации МО СП «село А.» было мнимым, экономически необоснованным. Требования истца о компенсации морального вреда в размере 100000 рублей считал подлежащим удовлетворению частично, снижению с учетом разумности.
Проверяя процедуру увольнения истца, суд пришел к выводу о том, что увольнение К. произведено с соблюдением процедуры (срока и порядка), права работника работодателем не нарушены, поскольку она своевременно и надлежащим образом была извещена о предстоящем сокращении штата сотрудников администрации МО СП «Село А.», ответчик не имел возможности предложить истцу свободные должности, в том числе нижеоплачиваемые, ввиду их отсутствия.
Проверяя довод истца и ее представителя о мнимости проведенной процедуры сокращения штата в период, предшествующий вручению уведомления о сокращении занимаемой должности, суд пришел к следующему.
Поскольку действующее законодательство максимально направлено на защиту трудовых прав работников и по общему правилу, неустранимые сомнения при рассмотрении судом трудовых споров толкуются в пользу работника, как более слабой стороны правоотношений, суд пришел к выводу, что увольнение в связи с сокращением численности (штата) работников недопустимо использовать исключительно в качестве способа избавления от неугодных работодателю работников.
Так, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2008 № 1087-О-О указывается на то, что прекращение трудового договора на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место (пункт 2.3). Суд обращает внимание и на то, что полностью исключать возможность злоупотребления правом со стороны работодателя, использующего сокращение штата работников для увольнения конкретного лица, нельзя.
Действительность сокращения численности или штата работников устанавливается, как правило, сравнением прежней и новой редакции штатного расписания, но не ограничивается этим.
В случае возникновения спора работодатель обязан доказать, что изменение штатного расписания было вызвано какими-либо объективными экономическими, техническими, организационными или иными факторами.
В ходе рассмотрения дела судом, свидетелем К. и ответчиком представлена копия распоряжения главы администрации МО СП «село А.» согласно которому, в связи с сокращением в администрации МО СП «село А.» должности Советника включить в обязанности заместителя Главы администрации МО СП «село А.» дополнительную нагрузку в виде частичных обязанностей Советника с дополнительной платой в конкретном размере.
Анализируя распоряжение главы администрации МО СП «село А», суд пришел к выводу о том, что потребность в должности Советника у администрации МО СП «село А» имелась, так как обязанности по сокращенной должности Советника были возложены на заместителя Главы администрации МО СП «село А» - М., кроме того с оплатой за их исполнение.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что в декабре 2023 года приказом главы администрации МО СП «Село А» было утверждено штатное расписание с декабря 2023 года в количестве 5,5 штатных единицы (по факту должно быть 5,0 штатных единицы), с месячным фондом оплаты труда в указанном размере, а в январе 2024 года приказом главы администрации МО СП «Село А» было утверждено штатное расписание с января 2024 года в количестве 5,5 штатных единицы (по факту должно быть 5,0 штатных единицы), с точно таким же месячным фондом оплаты труда в таком же размере, что также (косвенно) свидетельствует о произвольном проведении работодателем процедуры сокращения штата по сокращению должности советника.
Анализируемые, вышеуказанные документы, не доказывают того, что действия ответчика, направленны на оптимизацию производственного процесса и проводимых организационно-штатных мероприятий, являются правомерными, соответствующими полномочиям работодателя.
При таких основаниях, суд пришел к выводу о признании увольнения К. по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение штата) незаконным и восстановлении ее в прежней должности советника.
Решение не вступило в законную силу.
Пресс-секретарь
Олюторского районного суда
Камчатского края
Сивак Анастасия
тел.: 52-332
E-mail: [email protected]