87 лет назад началась история театра кукол на Камчатке

18 декабря 1935 года соратники всемирно известного кукольника Сергея Образцова дали в Петропавловске-Камчатском своё первое представление – спектакль «Синьор Помидорчи».

18 декабря 1935 года соратники всемирно известного кукольника Сергея Образцова дали в Петропавловске-Камчатском своё первое представление – спектакль «Синьор Помидорчи».

Всё началось с Театра на нартах. РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» сообщало об открытии театрализованной выставки: «Единственный в мире театр кукол на нартах. Камчатка 1935- 1946. Люди и куклы сквозь пространство и время» – это как раз путешествие к началу, к зерну, из которого вырос театр кукол в нашем крае. Итак, начав отсчёт с 1935 года, выходит, что игра театральных кукол на Крайнем Севере началась 87 лет назад. Тогда из Москвы на полуостров прибыли первые артисты-кукловоды: Дзерожинский, Корнилов, Степанова, Киляков. Это состав театра с 1935-го по 1937-ой годы. 4 декабря они приступили к работе, а уже 18 декабря 1935 года в Петропавловске-Камчатском сыграли первое представление – спектакль о человечном отношении к животным - «Синьор Помидорчи» - в постановке Дзерожинского, и… И пересели на собак! Зимой 1936 года стартовал первый переход театра на нартах, протяжённостью более 780 километров. Маршрут по долине реки Камчатки: Петропавловск-Камчатский – Начики – Мильково – Козыревск –Ключи – Усть-Камчатск.

Что же это такое было – театр на нартах? Можно сказать – это фантастическое отражение реальности на узких длинных санках, запряжённых собаками. Инициатором театра кукол на Камчатке выступил заслуженный артист РСФСР товарищ Гавриил Гловацкий. Организатор – это товарищ Дзерожинский. Благодаря его отчётам, заметкам, рапортам и радиограммам – остался заметный след в газетных строчках тех лет. Режиссёр, массовик и кукловод - движок театра Александр Корнилов. Первый состав театра с 1935-го по 1937 год: Дзерожинский, Корнилов, Степанова, Киляков. С 1937-го по 1939-ый год: Дзерожинский, Невежин, Сахарова, Котельникова. С 1939-го по 1940-ой год: Дзерожинский, Корнилов, Сахарова, Котельникова. Плюс баян. В разные годы пел баян в руках Николаева, затем в руках Голынского. За 5 лет с 1935 по 1940 годы наши герои показали 590 спектаклей. Прошли 212 населённых пунктов. Очаровали 78 тысяч взрослых и детей. Совершили семь чудес! А как иначе назовёшь – семь экспедиций вдоль и поперёк Камчатки. Тысячи километров были пройдены! И морем, и на собаках, и на оленях, и пешком. Настоящий подвиг! Они несли русского Петрушку народам Севера. Не требовали ясак, не меняли водку на пушнину. Они шли к людям, как люди театра.

А природа здесь сурова ко всем без разбора. Вот малая выдержка из путевого дневника актёра Камчатского передвижного кукольного театра: «...Здесь начинается перевал хребта. Двигаемся ощупью, так как уже не видно ничего. Круто поднимаемся вверх, на правый хребет. Здесь первый косогор. Неожиданно летим вниз и не видно куда. У меня на спуске опрокидывается нарта. Поднимаю её с трудом, собаки дёргают, не успеваю вскочить, и она летит вниз — на другие нарты. Слышу визг собаки, попавшей под нарту. Опять поднимаемся. Глубокий снег. Пурга слепит глаза. Брови, ресницы, воротник кухлянки, малахай обледенели. Подъём ещё круче…» Сейчас, когда на Камчатке проводится гонка на собачьих упряжках Берингия, до старта каюров, трассу пробивают, накатывают снегоходы. А тогда?! Совсем другое дело. А вот один из способов поставить собак в упряжке и тогда, и сейчас сохранился одинаковый. Метод прост. Впереди бежит собачка-девочка и за ней уже несётся вся упряжка.

Сквозь пространство и время Театр движется к детям. Летом, конечно, по морю. Глубокой осенью – зимой на собачках – без вариантов. Казалось бы, зима - всё сковано и замерзает. Сиди у печки – грейся. Отнюдь, это летом к центральным районам полуострова нет пути. Дебри непролазные. Реки бурные. А зима - это как раз «зимник». Ледовый панцирь – это путь сообщения, дорога вглубь Камчатки, единственный способ прямого общения. Да ещё и «хозяин», то есть бурые камчатские медведи в своих берлогах до тепла спят. «Зимник» и сейчас дорога важная. Это до села Мильково сегодня трасса хороша. А дальше уже упс. «Да ещё лет 30 назад знаменитые горячие источники вблизи посёлка Малки казались тридевятым царством» - делится воспоминанием посетитель выставки Антон. «А когда везли сметану из Мильково, она сама сбивалась в масло. Поверите? Так ухабисто было. А переходы театра на нартах тогда – это что-то невероятное!».

Сквозь пространство и время Театр движется к детям. Летом, конечно, по морю. Глубокой осенью – зимой на собачках – без вариантов. Но на минутку представьте, только попытайтесь представить, тогдашний путь театра на нартах сквозь пургу, бураны, вопреки стихии. Немыслимые переходы для нескольких мужчин и женщин, не рождённых и не выросших на Крайнем Севере, но воистину породнившихся с ним. Вряд ли тогда коряки, эвены, ительмены называли себя малочисленными. И языки не были исчезающими. Посёлков было больше, интернатов меньше, было тогда… Тогда, наверняка спасала артистов северная экипировка: торбоза с чижами, малахай, кухлянка. Вряд ли без национальной одежды северян можно было б далеко уйти в этом белом безмолвии камчатских просторов. Шли артисты - не за табуном оленей, не за корюшкой, а чтобы показать детям за 1000 км от областного центра Петрушку. Дать спектакль. Пожалуй, с особым чувством тождества, родства кочевые оленные люди всегда тепло встречали артистов, ведь и те тоже были кочевыми. В Петропавловске-Камчатском даже своего угла толком не было – так проходная комната.

Товарищ Дзерожинский в своих заметках отмечает: «Нигде и никогда до этого не делали попыток организовать театр на нартах в условиях Крайнего Севера. Поездка за полярным кругом на собаках, в условиях полярной ночи, пурги и морозов, требует от людей большой выносливости. Следует отметить исключительную роль, выпадающую на женщин-актрис театра». Да! О женской доли стоит упомянуть особо. Актрисы действительно впрягались в нарты наравне с собаками и мужчинами. Жанна д Арк - это сейчас как международное название силы духа. Мы в России зовём это словами Николая Некрасова:

«Есть женщины в русских селениях»

«В беде - не сробеет, - спасёт;

Коня на скаку остановит,

в горящую избу войдёт!»

Об одной такой женщине – особый рассказ. Только речь о корякских селениях. И вместо коня – собаки. А наравне с избами – чум. С этой женщиной неразрывно связано второе дыхание Театра на нартах в жёсткие военные годы с 1941-го по 1946-ой. А затем в 1960-е и 1980-е. Здесь на Камчатке она и осталась навсегда. Тихо ушла в свою долину кукол. Это заслуженная артистка РСФСР Татьяна Петровна Корсак. Театральный и человеческий подвиг которой, воспел в своих очерках почётный гражданин Петропавловска-Камчатского, преподаватель Камчатского колледжа искусств Валерий Трофимович Кравченко. В 1941 году актриса Татьяна Корсак, родом из белорусского Полоцка, сама попросилась и в январе прибыла на Камчатку работать в театре кукол. 22 июня 1941-го началась Великая Отечественная Война. И в театре кукол остались только двое – Александр Корнилов и Татьяна Корсак. И они стали Театром на нартах. Передвижной или портативный театр, как его называл артист, затем художественный руководитель и в итоге муж Татьяны Корсак - Александр Корнилов. Передвижной, потому что на нартах. Портативный, потому что театральные декорации должны быть обязательно разборные и непременно компактные. Это было важное условие для единственного в мире Театра на нартах, с которого началась игра театральных кукол на Камчатке и продолжается, по сей день. Вот, например, в книге Андрея Яковлевича Федотова «Техника театра кукол», изданной по инициативе Всероссийского Театрального Общества в 1953 году в Москве, находим такие строки: «Камчатский областной театр кукол применял для устройства своей ширмы бамбуковые палочки, соединённые между собой гильзами от охотничьих патронов. Благодаря необычайной лёгкости материала круглая ширма диаметром 2 метра 30 сантиметров с полукруглым задником и занавесом помещалась в сложенном виде в чемодан, который легко мог нести двенадцатилетний мальчик». Да, конечно, такую ширму нельзя перегружать оформлением, она оживает благодаря сердцу артиста. А артисты в театре на нартах были всем - и организатором, и художником, и конструктором, и кукловодом, и каюром. И сердца их, похоже, были ярче звёзд. «Я люблю здесь всё – землю, грязь, море» - говорила Татьяна Корсак. 10 октября 1970 года газета «Советская Культура» опубликовала большую статью беседу с Татьяной Петровной в рубрике «Рядом с интересным собеседником» под заголовком «Счёт на судьбы». А на соседней странице этого номера статья ««Начало» ставшее продолжением» (новая роль Инны Чуриковой). Речь идёт о роли Орлеанской девы Жанн д Арк. Да, да. Сила духа и мощь характера. Спасёт, остановит, войдёт… Сквозь пространство и время.

Камчатский театр кукол в 2022 году реконструировал некоторые моменты из истории Театра на нартах. В основу этой работы легли материалы альбома, который хранится в Москве, в архиве Музея государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова. В нём: документы, фотографии и рассказ о великом переходе театра кукол через всю Камчатку в Заполярье и обратно. Зрители выставки – экскурсии могут прикоснуться к копии того самого альбома, который начали собирать участники первых экспедиций Театра на нартах в далёком 1935 году. Разноцветные диоды отмечают на карте маршруты театральных экспедиций, что словно морозный узор вьются по территории Камчатки и Чукотки. Посетители выставки проникаются местным колоритом, глядя на кукол-аборигенов, работы сегодняшних художниц театра - Екатерины Черешковой и Анны Манько. Понарошку чаюют в юрте-чуме, слушая дневники театральных первопроходцев. Камчатский театр благодарит Союз театральных деятелей России и Камчатское отделение СТД РФ за поддержку в воплощении проекта театрализованной выставки-экскурсии - «Единственный в мире театр кукол на нартах. Люди и куклы сквозь пространство и время». За сохранность этой истории – огромная благодарность главному театру кукол страны. Спасибо - Камчатской краевой научной библиотеке имени Крашенинникова за помощь, за книги: «След Ветра» Очерки о культуре Камчатки. Валерия Кравченко, «Мельпомена в краю вулканов. Театральная жизнь Камчатки в ХХ веке. Книга первая. 1916-1945» / ред.-сост. Т.С. Зайковская, А.В. Петров и, конечно, «Техника театра кукол» А. Федотова.

В заключение хочу привести слова знаменитого ительмена, мощного деятеля Культуры Камчатки - Георгия Поротова. Он мальчишкой побывал на спектаклях Театра на нартах. И впечатление у него осталось на всю жизнь. Он вспоминал: «куклы пели, смеялись и плакали, и была музыка. Я тогда не очень хорошо понимал, о чем они говорят, но удивление осталось. Вот здесь – на сердце осталось и живёт УДИВЛЕНИЕ!!!»

Стас Зверев Фотографии: 87 лет назад началась история театра кукол на Камчатке

Последние новости

Пенсионные выплаты: когда ждать индексации

Социальный фонд сообщил о планах по корректировке пенсионных выплат.

Мониторинг состояния здоровья после извержения вулкана Шивелуч

Медики провели осмотры жителей Усть-Камчатского муниципального округа после пеплопада.

Медицинская помощь после извержения вулкана Шивелуч

В Усть-Камчатском муниципальном округе проведены осмотры для детей и пациентов с хроническими заболеваниями.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Ельце, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *