«Авиация – это таран, проламывающий стену незнания для разных наук»: к 100-летию основания конструкторского бюро «Туполев» 22 октября 2022 г
Приятно быть авиапассажиром: сидеть в комфортном кресле, наблюдать из иллюминатора отдаляющуюся взлётную полосу, ощущать как самолет, преодолевая земное тяготение и сопротивление воздуха, на большой скорости взмывает ввысь.
Приятно быть авиапассажиром: сидеть в комфортном кресле, наблюдать из иллюминатора отдаляющуюся взлётную полосу, ощущать как самолет, преодолевая земное тяготение и сопротивление воздуха, на большой скорости взмывает ввысь. Во время полёта порой невольно задумываешься: «Как эта двухсоттонная конструкция способна так легко и безопасно перемещаться в воздухе без опоры на что-либо?» За каждым взлётом и посадкой самолёта стоит труд сотен тысяч людей: от учёных, конструкторов, лётчиков до рядовых работников авиазаводов.
В начале прошлого века создание летательного аппарата было сродни фантастической задаче, но всё же русские энтузиасты воздухоплавания стремились осваивать небесное пространство. Первые конструкции, способные летать российские инженеры опробовали в 1909 году, однако это были опытные образцы, ещё не пригодные для практического использования. Для создания жизнеспособного воздушного судна требовалась слаженная работа не только авиаконструкторов, но и представителей других научных областей.
Основоположник авиамоделирования – Николай Егорович Жуковский – профессор Императорского Московского технического училища. Он вёл занятия «Теоретические основы воздухоплавания» и курировал одноимённый кружок при училище.
Большинство известных деятелей в авиации взяли старт в этом кружке. Среди них был и Андрей Николаевич Туполев – авиаконструктор и советский учёный. В 1918 году он защитил дипломный проект, разработав гидроплан, и был принят в аспирантуру Московского высшего технического училища. В том же году был организован Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), под управлением Н. Е. Жуковского, А. Н. Туполев занял место помощника и заместителя.
22 октября 1922 года Туполев стал начальником конструкторского бюро при институте, что стало началом карьерного пути в авиаконструировании. В тот период группа энтузиастов из двенадцати человек под его руководством вела разработку цельнометаллических самолётов. Благодаря работе конструкторского бюро самолётостроение интенсивно прогрессировало, попутно развивая смежные отрасли и науки: металловедение, аэродинамику, радиотехнику и теоретическую механику.
С 1922 года по 1937 год коллектив конструкторского бюро проделывает обширную работу по созданию авиатехники: бомбардировщиков, глиссеров, торпедных катеров, аэросаней, пассажирских лайнеров. Филиалы конструкторского бюро, организованные Туполевым на заводах, значительно ускорили выпуск техники. Такое нововведение позволило начать серийное производство лёгкого бомбардировщика-разведчика АНТ-51 на предприятиях в Харькове, Таганроге и Москве. Всего было собрано 877 самолётов АНТ-51 до начала 1940-х годов.
Ещё до начала Великой Отечественной войны советское правительство поставило перед авиаконструкторами задачу: создать скоростной бомбардировщик. В январе 1941 года двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик Ту-2 совершил первый полёт. В военные годы было собрано больше 1000 самолётов Ту-2. Во время Второй мировой войны Ту-2 был лучшим советским фронтовым бомбардировщиком. Так на протяжении четырёх лет Великой Отечественной войны воздушные силы Советского Союза сражались на самолётах, созданных под руководством Туполева.
В послевоенный период конструкторское бюро Туполева продолжило развивать прогрессивные разработки самолётостроения. В течение последующих десятилетий созданы самолёты с турбореактивными двигателями: пассажирский Ту-70, бомбардировщик Ту-72, реактивный Ту-104. За ним последовал первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114.
В КБ "Туполев" спроектировали свыше 100 типов самолётов, 70 из которых выпускались серийно. На самолётах конструкторского бюро Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 30 знаменательных перелётов. За годы работы конструкторское бюро сформировало профессиональный коллектив, который воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных: Александр Александрович Архангельский, Владимир Михайлович Мясищев, Михаил Леонтьевич Миль, Павел Осипович Сухой и Владимир Михайлович Петляков.
КБ "Туполев" долгие годы было на пике создания суперсовременной авиационной техники. Сегодня легендарное конструкторское бюро «Туполев» продолжает работу в области авиаконструирования, продолжая модернизировать и развивать великое наследие русского учёного.
Использованная литература:
Левин, В. И. Русские ученые ХХ века / В. И. Левин. – Москва : РОСМЭН-ИЗДАТ, 2003. – 265, [7] с. : ил. ; 23 см. – (Великие русские).
Якубович, Н. В. Боевые самолеты Туполева / Николай Якубович. – Москва : Эксмо : Яуза, 2012. – 524, [4] с. : ил., табл. ; 21 см. – (Война и мы. Авиаконструкторы).
Туполев, Андрей Николаевич // Википедия. – свободная энциклопедия : официальный сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/Туполев,_Андрей_Николаевич . – Дата обращения 15.10.2022.
Материал подготовила Вероника Лагода,
специалист по связям с общественностью
библиотеки-филиала № 1
Последние новости
Пенсионные выплаты: когда ждать индексации
Социальный фонд сообщил о планах по корректировке пенсионных выплат.
Мониторинг состояния здоровья после извержения вулкана Шивелуч
Медики провели осмотры жителей Усть-Камчатского муниципального округа после пеплопада.
Медицинская помощь после извержения вулкана Шивелуч
В Усть-Камчатском муниципальном округе проведены осмотры для детей и пациентов с хроническими заболеваниями.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку