Чужие лавры
Как Хрущёв избавился от Маршала Победы К 65-летию октябрьского (1957) Пленума ЦК КПСС В октябре 1957 года маршал Жуков возвратился в Москву после визита в Югославию и Албанию.
Как Хрущёв избавился от Маршала Победы
К 65-летию октябрьского (1957) Пленума ЦК КПСС В октябре 1957 года маршал Жуков возвратился в Москву после визита в Югославию и Албанию. В аэропорту представитель ЦК уведомил маршала о снятии с поста Министра обороны СССР. И предложил немедленно ехать на Пленум ЦК КПСС, где уже бывшего Министра обороны с «нетерпением» ожидали...
Узнав, что новым Министром обороны назначен маршал Малиновский, Жуков мрачно произнёс: «Хорошо, что не Фурцева…». В те дни во все парторганизации страны ушло закрытое письмо ЦК КПСС. В нём сообщалось, что октябрьский Пленум ЦК партии подверг «…принципиальной партийной критике грубые ошибки, которые превратились в антипартийную по существу линию бывшего министра обороны Жукова». Главным обвинителем Георгия Константиновича был секретарь ЦК КПСС, «серый кардинал» Суслов.
На Пленуме высказались все Маршалы Советского Союза. И ни у кого из них не нашлось и слова в поддержку выдающегося полководца Великой Отечественной, Маршала Победы номер один. К слову, в 1946 году те же маршалы отвели несправедливые обвинения, выдвинутые Сталиным против Жукова. Вождь, хоть и дал «отходную», но отправил Жукова с понижением – командовать войсками второстепенных военных округов - сначала Одесского, а затем - Уральского.
И вот, 11 лет спустя, все эти маршалы прошли соответствующий инструктаж в ЦК КПСС, который провёл лично Хрущёв. Можно только догадываться, что «кукурузник всех времён и народов» пообещал им в случае неповиновения. А ведь это были боевые соратники Жукова, которые много раз без страха смотрели смерти в лицо. Но все они, многие из которых были обязаны Жукову карьерой, свободой, а кое-кто и жизнью, подло и цинично предали своего соратника и боевого друга.
Из стенограммы октябрьского (1957 г.) Пленума ЦК КПСС, которая долгие годы хранилась в Центральном архиве под грифом «Секретно», следует, что и «гражданская публика» тоже «единодушно» была настроена против Жукова. Великий русский советский полководец оказался в полном одиночестве. Пересказывать все выступления нет смысла. Но некоторых «соратников» Жукова я всё же вкратце процитирую – народ должен знать своих «героев».
Маршал Соколовский:
«Линия его (Жукова – прим. авт.) поведения вела к тому, чтобы прибрать армию к рукам. Партийно-политическая работа в армии была в запущенном состоянии благодаря неправильным установкам министра обороны. Он всё делал для того, чтобы расставить угодные ему кадры и сделать армию своей вотчиной…». Соколовский сменил маршала Жукова на посту Главкома группы советских оккупационных войск в Германии. И по протекции Георгия Константиновича стал первым послевоенным Маршалом Советского Союза.
Маршал Тимошенко:
«В армии фактически был нарушен Устав КПСС в отношении политических органов, а их роль была принижена. Вокруг личности Министра обороны СССР насаждался культ личности, непрерывно создавался ореол славы и непогрешимости Министра обороны…». В период Смоленского сражения маршал Тимошенко допустил множество непростительных тактических и стратегических ошибок. Сталин был в гневе и требовал отдать Тимошенко под суд. Однако Жуков сумел убедить Сталина и членов Ставки ВГК, что в ситуации под Смоленском маршал сделал всё, что можно было сделать. Тимошенко прошёл всю войну и в 1944 году был награждён высшей полководческой наградой СССР – орденом «ПОБЕДА».
Маршал Конев:
«В результате политических ошибок активные силы в армии, коммунисты и комсомольцы, не были полностью использованы в деле подъёма боевой и политической подготовки, в укреплении воинской дисциплины. Партия подняла тов. Жукова, но он не понял этого высокого доверия партии, зазнался…».
Но это ещё не всё. Через несколько дней в газете «Правда» была опубликована статья за подписью маршала Конева, в которой автор сообщал, что Жуков готовил государственный переворот. Осенью 1941-го войска Западного фронта под командованием Конева потерпели поражении под Вязьмой. Ещё бросок-другой – и противник будет в Москве. Такой ошибки Сталин простить не мог. Конева ожидала судьба генерала армии Павлова, расстрелянного летом 41-го. Однако Жуков не только спас будущего маршала. Приняв командование Западным фронтом, Георгий Константинович добился назначения Конева своим первым заместителем. После разгрома немецких войск в ходе Корсунь-Шевченковского сражения Конев был удостоен звания маршала. Ему в подарок свои запасные погоны, изготовляемые вручную, прислал Жуков. В последние годы жизни Конев много раз просил прощения у Жукова. Но непременно всегда получал один ответ: «Предательства не прощаю! Прощения проси у Бога! Грехи замаливай в церкви!».
Маршал Рокоссовский:
«Жуков проводил неправильную линию. Он не сделал выводов из критики в 1946 году, когда его сняли с должности замминистра обороны и отправили командовать Одесским военным округом. Грубостью, унижением человеческого достоинства т. Жуков отличался и в годы войны. Ему ничего не стоило оскорбить и унизить человека…». Жукова и Рокоссовского связывали узы многолетней дружбы. В1937 году Рокоссовского арестовали по ложному обвинению. Более двух лет он провёл в «знаменитых» ленинградских «Крестах», где будущему маршалу основательно «посчитали» ребра, зубы и оставили метку на лице. За него настойчиво хлопотал именно Жуков. В начале 1940-го года Рокоссовского реабилитировали, восстановили в партии и армии, вернули все награды. И направили служить в Киевский особый военный округ, которым командовал генерал армии Жуков. Там Рокоссовский получил первое генеральское звание и был назначен на должность командира механизированного корпуса.
На Пленуме выступили все командующие округами и флотами. И никто из них не встал на защиту Жукова. Но удивительно, что меньше года прошло с торжественного обеда, когда те же самые маршалы (и Хрущёв тоже) поздравляли Жукова с 60-летием, награждением четвёртой звездой Героя Советского Союза, желали здоровья и новых успехов в деле укрепления армии. Это, казалось, были боевые товарищи, офицеры, ставшие генералами и маршалами, прошедшие вместе с Жуковым бои, окружения и отступления.
Но вот сказал Хрущёв: «Нужно свалить Жукова!». И все, единогласно, щёлкнули каблуками! И ни один из них не встал и не рявкнул: «Ты кто такой? Ему сам Сталин доверял! Или забыл, как Жуков помог тебе скинуть Берия?». Парадокс - на войне человек бывает смелее, чем в мирной ситуации. Кроме того, всего четыре месяца прошло после июньского (1957 г.) Пленума ЦК КПСС, на котором Жуков принял самое активное участие в устранении «антипартийной группы» Молотова, Маленкова и Когановича.
В результате Хрущёв остался на вершине власти ровно на семь лет. А теперь, четыре месяца спустя, всеми преданный и униженный, великий русский советский полководец вышел на трибуну и больше не пытался оправдываться или объяснить что-то (ему не позволили), теперь он каялся:
- Критику в свой адрес, сделанную здесь, я признаю… Я даю слово ЦК исправить свои ошибки… Но руководству ЦК КПСС и лично Хрущёву нужен был не исправляющий ошибки, а низвергнутый маршал. Пленум завершил работу без Жукова. После «единогласного» исключения его из состава руководящих органов стенограмма зафиксировала: «Тов. Жуков покинул зал». Через год его отправили на пенсию. Хотя маршалы и генералы армии на пенсию не уходили, а продолжали службу в группе Генеральных инспекторов МО СССР (в т.н. «райской группе») пожизненно. Жукова в эту группу не включили.
А ровно через 7 лет октябрьский (1964 г.) Пленум ЦК КПСС с позором отправил в отставку Хрущёва. Имя «кукурузника всех времён и народов» на 20 лет исчезло из истории СССР. Прав был великий Омар Хайям, который предупреждал: «Зло, отражённое тобой, к тебе вернётся непременно!». История распорядилась так, что имя Георгия Константиновича Жукова по праву стало символом великих русских полководцев. Но не менее прочно оно связано в общественном сознании с несправедливой опалой. Преследования со стороны властей полной мерой выпали на долю этого незаурядного человека. Система, в которой он сформировался как личность и занял близкое к вершине место, с удивительной последовательностью отторгала его. Так было при Сталине, Хрущеве, Брежневе… Свою немилость вожди официально объясняли разными причинами. На самом же деле, сквозь причины неизменно и чётко проглядывали зависть и ревность к всенародной славе и международному авторитету Маршала Победы номер один…
P.S.
В знак протеста против расправы с маршалом Жуковым певица Лидия Русланова отказалась участвовать в юбилейном концерте в честь 40-летия Великого Октября.
Последние новости
Пенсионные выплаты: когда ждать индексации
Социальный фонд сообщил о планах по корректировке пенсионных выплат.
Мониторинг состояния здоровья после извержения вулкана Шивелуч
Медики провели осмотры жителей Усть-Камчатского муниципального округа после пеплопада.
Медицинская помощь после извержения вулкана Шивелуч
В Усть-Камчатском муниципальном округе проведены осмотры для детей и пациентов с хроническими заболеваниями.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку