Основатель российской педагогики: к 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского
«Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств.
«Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. … как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека»
(К.Ушинский)
2023 год – год 200-летия со дня рождения основоположника русской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского – объявлен Президентом России В.В. Путиным Годом педагога и наставника. «Стать полезным своему Отечеству», – эту мечту К. Ушинский записал в дневнике. Всю свою жизнь он посвятил правильному воспитанию и просвещению подрастающего поколения, определил место педагогики в системе наук. Константин Ушинский поднял проблему грамотности учителя и решил её, открыв в университетах педагогические факультеты. Знания для учителя прежде всего, потом практика. Насколько актуальны его идеи сегодня? Попробуем разобраться.
Сочинения К.Д. Ушинского составляют золотой фонд знаний о воспитании, обучении и образовании подрастающих поколений. Занимаясь практической педагогической деятельностью, изучая различные воспитательные системы, он указал школе её действительное назначение: пробуждать жажду познаний, развивать ум, вносить свет знаний во все сферы жизни. Именно Ушинский ввёл в российских школах звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, действующий и сегодня. Педагог называл его метод письма-чтения и доказал, что нельзя отделять письмо от чтения. Опираясь на живую речь, Ушинский соединил обучение грамоте с развитием речи детей. Его книги «Детский мир» и «Родное слово» стали, по сути, первыми учебниками для детей. «Детский мир» знакомит детей с окружающим миром, с явлениями природы, минералами, растениями, животными и птицами. А книга «Родное слово», которая переиздавалась в течение 50 лет по три раза в год, стала самой распространённой в народной школе. Этот учебник предназначался для чтения на уроках русского языка в младших классах Смольного института, но стал применяться и в гимназиях, и в училищах, и в семьях.
Константин родился 2 марта (19 февраля по старому стилю) 1823 года в Туле, в небогатой дворянской семье. Первоначальным обучением руководила его мама, Любовь Степановна, пробудив в мальчике любознательность и любовь к чтению. Он поступает сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии, где царила атмосфера уважительного отношения к наукам и ученикам. С 1840 года Константин Дмитриевич учится в Московском университете на юридическом факультете. Он быстро усваивает знания и может критически их оценить, проявляется его умение передавать эти знания другим. Подрабатывая в студенческие годы частными уроками, Ушинский понял, что обучать ребёнка – это нелёгкая задача, где требуется профессиональная подготовка. Он окончил университет с выдающимися успехами и был рекомендован «на службу прямо в министерство».
В те годы над прогрессивно мыслящими людьми тяготела тирания николаевского режима. И Ушинский не видел силы, способной перестроить общество на принципах свободы и справедливости. Но одним из действенных средств он считал просвещение, целью которого является подготовка общественных действий против угнетения: «Приготовлять умы! Рассеивать идеи! Вот наше назначение. Мы живём не в те годы, чтобы могли действовать сами…будем трудиться для потомства! Пробудим требования, укажем реализацию цели, откроем средства, расшевелим энергию, – дела появятся сами». В 1846 году Ушинский преподаёт в Ярославском юридическом лицее, где проявил себя как талантливый лектор, учёный-энциклопедист и очень смелый человек. В крепостнической России он говорил о свободе как естественном состоянии человека, о свободном обществе как необходимом условии развития, о неотъемлемом праве человека на личное достоинство. За учебными заведениями вёлся постоянный надзор, требовалось, чтобы все науки основывались «не на умствованиях, а на религиозных истинах». В результате одной из проверок Ушинский был лишён профессорской кафедры. Для него закрылись двери многих учебных заведений – пришлось довольствоваться должностью помощника столоначальника в департаменте духовных дел. Удовлетворения эта служба не приносила, но давала возможность в свободное время изучать экономику, философию, историю и т.д.
Вернувшись в Петербург, он сотрудничает с ведущими журналами того времени: пишет обозрения, литературно-критические статьи, художественные очерки. В своих работах он всё чаще заостряет внимание на проблемах обучения и воспитания. Вновь своим любимым делом он занялся в 1855 году, когда стал преподавателем словесности и законоведения в Гатчинском сиротском институте, а затем и его инспектором. Много времени отдавая педагогической деятельности, он продолжает работать в журналах. Его статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности и общественном воспитании» звучат актуально и сейчас.
В 1859 году Ушинского назначили инспектором классов Смольного института благородных девиц, где он реформирует учебно-воспитательный процесс: сроки обучения стали семилетними; вместо полуторачасовых уроков были установлены уроки продолжительностью 1 час с переменами в 15 минут. Он привлёк в институт лучшие педагогические кадры, ввёл новые предметы: физику и естествознание с применением наглядных пособий и опытов. Родственники девушек приходили в институт, чтобы послушать его уроки, о которых говорил весь город.
Ушинский был убеждён, что первым воспитателем является мать и от неё зависит умственное развитие и нравственное воспитание ребёнка. Поэтому он много времени уделял вопросам женского воспитания. Используя опыт своей педагогической деятельности и воспитания в собственной семье (у него было 6 детей), Ушинский пишет первые учебники для детей «Детский мир» и «Родное слово». В них он использует увлекательные и поучительные для ребёнка сказки и рассказы, написанные им на основе русского фольклора.
И вновь К.Д. Ушинского отстраняют от педагогической деятельности. Причиной послужил донос, в котором его обвиняли в атеизме, вольнодумстве и материализме. По воспоминаниям преподавателей Смольного института, он несколько суток писал объяснительные и за это время значительно поседел. Но и после увольнения Ушинского, Смольный институт продолжал работать по системе, разработанной им. Педагогу предложили отправиться за границу, чтобы изучать вопросы женского образования. Он побывал в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, где посещал школы, приюты, детские сады, знакомился с открытиями и достижениями педагогики. Вернувшись в Россию, К.Д. Ушинский публикует свой труд «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии». Учёный сумел убедить общество, что педагогика не может жить отдельно от анатомии, физиологии, психологии, истории. Его идеи стали основой воспитания у многих народов.
Ушинский обосновал идею народного воспитания, которая послужила основой для создания оригинальной русской педагогики. Он выстраивал систему образования так, чтобы, во-первых, она стала доступной для всего народа, и, во-вторых, была основана на национальных традициях и национальных потребностях страны. Сегодня это звучит особенно злободневно. Нельзя строить образовательную систему по «заморским» образцам, заимствовать безоглядно чужие идеи. Ушинский предупреждал ещё 150 лет назад, что «в деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу».
К.Д. Ушинский первым в России поднял проблему содержания образования и гармоничного сочетания наук для обучения. Через столетья он полемизирует с педагогами: «До сих пор педагогика больше думает о том, как учить… чем о том, для чего учиться… Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора серьёзно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека…». Может и в современных школах стоит «подвергнуть генеральному смотру все науки», чтобы решить вопрос, что «заслуживает великой чести сделаться предметом ученья для детей».
Великий педагог, писатель, родоначальник научной педагогики, новатор и энциклопедист, Константин Ушинский открыл новую эпоху в образовании. Книги К. Ушинского , открывающие детям тайны огромного мира, можно найти в библиотеках нашего города.
Использованная литература:
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения : в 6 томах. Том 1 / Составитель С. Ф. Егоров. – Москва : Педагогика, 1988. – 414 с. ; 20 см. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения : в 6 томах. Том 4 / Составитель С. Ф. Егоров. – Москва : Педагогика, 1988. – 528 с. ; 20 см. Ушинский, Константин Дмитриевич // Википедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ушинский,_Константин_Дмитриевич . – Дата посещения 26.02.2023.
Материал подготовила Тимченко Лариса,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки
Последние новости
Как молодым россиянам подготовиться к пенсии
Рекомендации для формирования финансового благополучия в будущем
Новый аэропорт в Соболево: начало новой эры путешествий
С открытием современного аэропорта в Соболево местные жители ожидают улучшения транспортной доступности.
Россияне сталкиваются с проблемами при снятии наличных в Турции
Санкции против российских банков приводят к сбоям в обслуживании карт в зарубежных банкоматах.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований