Основоположник научной педагогике в Росси XIX века: к 200-летию К.Д. Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (3 марта по григорианскому календарю) 1823 года в городе Туле в Центральной России.

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (3 марта по григорианскому календарю) 1823 года в городе Туле в Центральной России. Его отцом был отставной помещик Дмитрий Григорьевич Ушинский. Семья переехала в Новгород-Северский Черниговкой губернии, где Дмитрий Григорьевич Ушинский был назначен местным судьёй. Именно там, в тихой сельской природе, согретый любовью своей семьи, сформировался пытливый и неунывающий характер Константина.

Большое влияние на воспитание будущего педагога оказала его мать, Любовь Степановна Ушинская, хотя она и ушла из жизни, когда Константину было всего 12 лет. На домашнем обучении от матери Константин получил столько знаний, что был принят сразу в третий класс гимназии (примерно 6 класс в современной школе). Костя был очень способным учеником, любил читать и много сил отдавал самообразованию. Другим учителем была сама природа, каждый день мальчик проходил около 10 км до гимназии и обратно, окружённый первозданной природой, наслаждаясь её красотой.

В 16 лет Константин окончил гимназию и стал студентом Московского государственного университета. Его успехи, как в учёбе, так и в обучении других, были очевидны и оценены по достоинству. После окончания в 1844 г. юридического факультета МГУ, как второго лучшего студента, совет университета рекомендовал Ушинского на министерскую службу на высшем уровне, минуя низкие должности. В это время Константин провозгласил в своём дневнике жизненный девиз: «Готовь умы и распространяй идеи – это наш удел! Отбросьте эгоизм и работайте для потомков. Как отцы, мы посвятим себя труду и страданиям, бесплодным для нас, но плодотворным для наших детей».

Хотя Ушинский мог устроиться на тихую хорошо оплачиваемую работу государственного служащего, его уделом стало образование, ведь он всегда стремился преподавать. В августе 1846 г. Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук в Демидовском лицее в Ярославле, к северу от Москвы. Здесь он продемонстрировал свои энциклопедические знания и талант лектора. В своих лекциях педагог говорил о свободе как о неотъемлемом праве человека, о необходимом условии гармоничного развития личности. Это было время, когда крестьяне, бедные и неграмотные, были крепостными при феодальном строе, почти в рабстве. Они будут освобождены по государственному указу только в 1861 году. Общественные настроения в Российской империи носили достаточно консервативный характер, и государственная власть решила строго контролировать, что и как преподавали профессора. Ушинский утверждал, что такой контроль полностью убьёт «живую деятельность» преподавания. Свои взгляды на государство, образование и общество он открыто изложил в публичной лекции 1848 г. «О камерном образовании в России». Эта лекция вызвала конфронтацию с лицейским начальством, и для сохранения своей репутации как учителя и учёного, Ушинскому пришлось покинуть факультет.

Он отправился из Ярославля в Петербург, чтобы найти место преподавателя в любом учреждении, но в отчаянии обнаружил, что двери учебных заведений закрыты для него. В феврале 1850 г. Ушинский, наконец, устроился в канцелярию помощником заведующего кафедрой духовных дел, занимающихся неофициальными (не православными) религиями. В свободное время учёный продолжал заниматься философией, экономикой, историей, географией и статистикой. Он изучал иностранные языки и писал статьи для нескольких журналов, включая влиятельный журнал «Современник». Константин Ушинский заработал репутацию грамотного писателя в различных жанрах, включая статьи, рецензии, рефераты и эссе. Его внимание было в основном сосредоточено на проблемах обучения и воспитания, на формировании человеческого характера.

В 1854 г. Ушинский получил должность преподавателя русской словесности в Гатчинском сиротском институте под Петербургом, позже стал инспектором этого училища. Это учебное заведение представляло собой школу единой системы. Учащиеся варьировались от начальных классов, где они учились читать, писать и считать, до старших классов, в которых они участвовали в специальных курсах, таких как юридические исследования. После прихода Константина Ушинского репутация Гатчинского сиротского института значительно улучшилась.

В это время Ушинский активно участвовал в реформах образования. Его многочисленные умения и большой педагогический опыт проявились именно в то время, когда они были наиболее необходимы. В 1857 г. карьера Ушинского была в зените.

Корни взглядов и представлений Ушинского о воспитании уходят, безусловно, в его собственное детство, проведенное в Новгороде-Северском. Он вспоминал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, …стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Это чувство лежит в основе одного из главных принципов обучения – природосообразности. Образование должно быть организовано исходя из возраста ребенка. Эта мысль совершенно противоречила сложившейся в то время организации школ с их строгим контролем, бессмысленными повторениями, муштрой, наказаниями. Но следуя этому принципу, педагог первым осознал важность использования игр в обучении, что было поистине революционной идеей для жёсткой и деспотической системы образования XIX века. Ключевой мыслью Ушинского было то, что «игра для ребёнка есть не игра, а действительность» . Далее он писал: «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В игре ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» . Смысл игры и деятельности для ребёнка, сформулированные Ушинским, были развиты в комплексные психологические теории последователями школы Льва Выготского в ХХ веке.

Ученый считал учреждение народных училищ одним из важнейших государственных дел. Государственные школы должны были стать основой всего национального образования. Ушинский писал в программной статье «Вопросы о народных школах», что фундаментом цивилизационного прогресса сельского населения является народная школа. К главным принципам народного образования относились: 

• народное образование должно быть в руках людей, умеющих научно организовать, руководить и управлять школами; 

• нация должна определить содержание и структуру своего образования; 

• всё население должно иметь доступ к государственному образованию; 

• женщинам должно быть предоставлено такое же образование, как и мужчинам.

Константин Ушинский сыграл ведущую роль в общем развитии народного образования в России: начальной и средней школы, женского и профессионально-педагогического образования, педагогики и методики воспитания, детской и педагогической психологии. Его педагогическое наследие состоит из трёх вкладов: теоретических работ, методических работ и учебных пособий. Для народных школ, впервые в истории создававшихся в России, Ушинский написал гениально простые и интересные учебники, а также методические пособия для учителей. Рукописная азбука в его «Родном слове» остается эталоном для первоклассников. По его книгам учились многие поколения русских детей и сотни тысяч учителей. В этом великий вклад Ушинского во всю культуру русского народа.

Российская императрица Мария Фёдоровна признала Константина Ушинского ведущим просветителем Российской империи. Это сразу сказалось его на судьбе. Доверие царской семьи дало возможность Ушинскому изложить свои мысли о воспитании без цензуры. В 1859 г. Ушинский стал инспектором классов в Петербурге в знаменитом «Смольном институте благородных девиц», который был учебным заведением в основном для дочерей из привилегированных слоёв общества. В 1859-1862 гг. педагог радикально улучшил там учебный процесс, сократив срок обучения с 9 до 7 лет, разрешив девушкам проводить каникулы с семьёй, увеличив часы занятий по естественным наукам и русскому языку, введя двухлетнюю педагогическую практику.

На волне признания в 1860 г. писатель был назначен главным редактором «Журнала министерства народного образования», где он опубликовал свои известные произведения: «Психолого-педагогического значения труда» и «Родное слово». Константин Ушинский также написал детские учебники: сборник очерков о природе и обществе «Детский мир» и сборник рассказов для детей «Хрестоматия», объединение в одну книгу в 1861 г. 

К сожалению, период общественной, творческой и педагогической деятельности Ушинского в 1857-1861 гг. оказался коротким. К осени 1861 г. он оставил пост главного редактора «Журнала министерства народного образования». В апреле 1862 г. последовал вынужденный уход из Смольного института. Очевидной причиной был конфликт педагога с администрацией. После этого конфликта Министерство просвещения отправило Константина Ушинского за границу для обучения в 1862-1864 гг. в женских учебных заведениях Европы. Второе путешествие учёный совершил в Европу в 1864-1869 гг. В эти годы за границей, прерываемые поездками на родину в Петербург и Крым, Ушинский много работал над своими книгами, причём последний том его большого педагогического труда – «Педагогической антропологии» – остался незаконченным. Публикации учебников дали Константину Ушинскому столь необходимую свободу высказывать и писать либеральные идеи в то время, когда его страна переживала экономические, политические и образовательные реформы. 

В 1870 г. великий педагог посещал учебные заведения в Крыму и выступал как писатель и публицист. Он заболел в ноябре во время очередной поездки с сыновьями на Чёрное море и неожиданно скончался в Одессе 22 декабря 1870 г. (3 января 1871 г.). Константин Ушинский похоронен в Киеве. Помимо студентов, кому Ушинский преподавал, его лучшими последователями стали собственные дети. Дочь Надежда организовала начальную школу в родовом селе Богданка, где позже преподавала. Другая его дочь Вера открыла в Киеве городское училище. А его теоретическое наследие и методы обучения дожили до XXI века.

Источники:

1. Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского : (Биография). – Москва : Учпедгиз, 1960. – 347 с. 

2. Учитель : Статьи. Документы. Педагогич. Поиск. Воспоминания. Страницы литературы / Ред. Сост. Д.Л. Брудный. – Москва : Политиздат, 1991. – 350 с.

3. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения : В 6 т. Т. 1 / Сост. С. Ф. Егоров. – Москва. Педагогика, 1988. – 416 с. 

 

Материал подготовила Татьяна Чернова,
  библиотека-филиал № 1

Последние новости

Как молодым россиянам подготовиться к пенсии

Рекомендации для формирования финансового благополучия в будущем

Новый аэропорт в Соболево: начало новой эры путешествий

С открытием современного аэропорта в Соболево местные жители ожидают улучшения транспортной доступности.

Россияне сталкиваются с проблемами при снятии наличных в Турции

Санкции против российских банков приводят к сбоям в обслуживании карт в зарубежных банкоматах.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Вольске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *