Владеющий миром кино: к 95-летию со дня рождения Эльдара Рязанова
17.11.2022

Владеющий миром кино: к 95-летию со дня рождения Эльдара Рязанова

«Владеющий миром» − именно так в переводе с тюркского звучит имя Эльдар, которое дали мальчику, родившемуся 18 ноября 1927 года в семье Рязановых.

«Владеющий миром» − именно так в переводе с тюркского звучит имя Эльдар, которое дали мальчику, родившемуся 18 ноября 1927 года в семье Рязановых. Имя стало пророческим: гениальный режиссер завоевал умы и сердца миллионов. За свою творческую карьеру им создано более 30 фильмов, написано 20 сценариев и пьес, около 200 авторских программ и 11 книг. Эльдара Рязанова знает не одно поколение благодарных зрителей. Вот как о своей жизни вспоминает сам известный режиссёр.

Неблаговидный поступок

Любовь к чтению у Эльдара проявилась в три года. Первыми прочитанными строками стали заголовки газет: он раскладывал их на полу и громко читал. Его невозможно было оторвать от чтения. Прочитав почти все книги в районных библиотеках для своего возраста (книги в то время выдавались строго в соответствии с возрастом и классом), Эльдар открыл для себя другую библиотеку. Но для того, чтобы записаться, необходимо было принести справку со школы. Получив заветный документ для ученика 3 класса, Эльдар исправил цифру «3» на «5». Став пятиклассником, он получил доступ к новым книгам.

Писатель должен знать жизнь

На тот момент в его жизни не было ничего интересного – так считал сам Рязанов. Суровый быт, многочасовые очереди за пайкой хлеба, эвакуация, прозябание в холодном бараке, где печку топили обрезками от резиновых шин, готовка обеда, уход за младшим братом. Что же в этом интересного? Обычные будни… И Эльдар твёрдо решил связать себя с профессией, которая позволит познать настоящую жизнь. В это время его любимой книгой было произведение Джека Лондона «Мартин Иден», где герой, повидавший полмира, становится писателем. Юный Рязанов, вдохновившись его приключениями, мечтает поступить в мореходное училище, увидеть новые земли и уже потом об этом писать. Чтобы не терять ещё год учебы, он  решает закончить 10 класс экстерном. Необходимо было сдать 11 экзаменов, на подготовку к каждому давались только сутки. Каждый день рано утром он открывал учебник и садился учить. Так были сданы литература, русский, иностранный язык и даже физика. Последним был экзамен по химии. Вытащив билет и не поняв ничего, он стоял у доски и молчал. Учителя были обескуражены, видя перед глазами табель оценок, где за десять экзаменов стояло только «хорошо» и «отлично». Его пожалели и поставили тройку. Первое испытание было пройдено: школа окончена, аттестат на руках.

Цепь счастливых случайностей

Оказавшись в числе 8 счастливчиков (из 60 человек, которые рискнули сдавать экзамены), Эльдар отправил документы в Одесское мореходное училище. Время шло, ответ из училища не приходил, а идти снова в школу не хотелось. «Может быть, пока временно, стоит поучиться в каком-нибудь другом институте. Но в каком?» – рассуждал семнадцатилетний Рязанов.

Определиться с институтом помог случай. Он встретил своего одноклассника, вместе с которым «завоевывал аттестат». В беседе с ним Эльдар Рязанов впервые слышит об институте кинематографии и отправляется прямо во ВГИК. Изучив все факультеты, выбор был сделан в пользу режиссёрского: «здесь как будто ничего конкретного уметь не нужно – ни фотографировать, ни рисовать, ни играть».

После подачи документов, выяснилось, что конкурс – 25 человек на место. Первые два экзамена удалось преодолеть благодаря его увлечённости чтением, умением улавливать литературную манеру письма того или иного поэта. На тот момент у Рязанова уже имелась тетрадь внушительных размеров со стихами «под Маяковского», «под Есенина». Впереди была главная экзекуция – собеседование. О нём ходили легенды: вопрос мог быть на любую тему или же необходимо было сыграть актёрский этюд, спеть, станцевать… Угадать, что же будет на экзамене, было невозможно. Рязанов надеялся на фортуну. Преодолев каверзные вопросы экзаменатора, Эльдар был принят условно, как бы на испытательный срок. «Любви друг к другу мы не питали: ни я – к институту, ни институт – ко мне». Так череда счастливых случайностей превратила Эльдара Рязанова в студента первого курса факультета режиссуры под руководством знаменитого Григория Козинцева.

Победитель поневоле, или До встречи на экранах страны!

Творческая биография Эльдара Рязанова началась сразу после выпуска в 1950 году. ВГИК он окончил с красным дипломом. После 5 лет работы в жанре документального кино, молодой режиссёр устраивается на киностудию «Мосфильм», где ему сразу же доверили постановку музыкальной комедии «Карнавальная ночь». Эта картина стала для него настоящей школой становления режиссёрского характера. В период постановки Эльдар Александрович отказывался от неё 4 раза, много спорил и не соглашался с директором «Мосфильма» И. А. Пырьевым. Кинокомедия вышла на большой экран в 1956 году и принесла режиссёру всесоюзную славу. После этого Рязанов представил ещё не один фильм, имеющий ошеломительный успех и ставший классикой отечественного кинематографа: «Девушка без адреса», «Гусарская баллада», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Вокзал для двоих» и другие. Эльдар Рязанов подарил советскому зрителю таких актеров, как Людмила Гурченко, Игорь Ильинский, Лариса Гузеева, Лариса Голубкина.

Музыка – моя симпатия

С детства Эльдар Рязанов питал к музыке особые чувства. Несмотря на отсутствие музыкального слуха, Эльдар любил петь, танцевать. В студенческие годы он был последним учеником на занятиях по ритмике, акробатике и танцу, потому что бегал и прыгал невпопад, сбивался с ритма, получая насмешки однокурсников. Но красивая мелодия вызывала в нём восхищение и восторг. Во время экспедиции на Сахалин Эльдар Рязанов приобрел в местном магазине семиструнную гитару и нашёл себе учителя из числа добрых людей из съёмочной группы. Юрий Серов, так звали кинооператора, который бился с Рязановым несколько месяцев в надежде обучить его игре на гитаре. Вердикт был таков: «Если ты чувствуешь неувязку, ты громче пой и тише играй. Тогда не так явно будет слышен разнобой». По иронии судьбы первыми художественными фильмами Эльдара Рязанова были музыкальные комедии, где ему приходилось всё больше погружаться в проблемы и тонкости жанра.

Юношеское увлечение в написании стихов помогло режиссеру Рязанову в создании его музыкальных картин. Работая над «Гусарской балладой», он переработал пьесу Гладкова «Давным-давно». Спустя годы вышел первый фильм, в котором прозвучала песня «У природы нет плохой погоды», написанная на стихи Э. Рязанова, – «Служебный роман». Он поставит ещё не одну картину, где будет использовать свои стихи, выдавая их за чужие.

Автограф в кино

Почти в каждой своей комедии, а точнее в 17 картинах, Эльдар Рязанов сыграл в эпизодах, даже не афишируя этого. Первый актёрский опыт был в фильме «Дайте жалобную книгу», где он сыграл главного редактора газеты, в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» − несчастного пассажира самолета, на которого наваливался герой. Сам режиссёр называл эту страсть к эпизодам «злоупотреблением служебным положением». Потом придумал другое объяснение: своеобразный автограф на киноплёнке, которым он пользуется. В свои работы Рязанов всегда вкладывал особый скрытый подтекст, рассчитанный на зрителя, который сможет расшифровать и оценить его замысел. Великий режиссер стоял у истоков комедийного жанра в России, считая своей «главной обязанностью» вызывать у зрителей улыбку. Наследие, оставленное нам великим режиссёром, будет жить на экранах телевизоров и кинотеатров. В уста героев он вложил фразы, которые стали крылатыми.

Предлагаем вам вспомнить знакомые фразы из фильмов Эльдара Рязанова.

 

Использованная литература:

10 интересных фактов о режиссере Эльдаре Рязанове, о которых вы могли не знать // Комсомольская правда : официальный сайт. – URL: https://www.samara.kp.ru/daily/26758/3789127/ (дата обращения: 12.11.2022). Кудрин, О. В. Великие кинорежиссеры мира. 100 историй о людях, изменивших кинематограф / Олег Кудрин, Рита Болотская. – Москва : Центрполиграф, 2012. – 478, [2] с.; 21 см. – (Великие). Рязанов, Э. А. Грустное лицо комедии : Москва : «Молодая гвардия», 1977. – 272 с. : ил. Рязанов, Э. А. Неподведенные итоги : Москва : «ВАГРИУС», 1996. – 510 с. – (Мой 20 век).

 

Материал подготовили Малюгина Елена и Жигулина Ирина,
сотрудники Центральной городской библиотеки

 

Последние новости

В связи с ростом заболеваемости ОРВИ и гриппом власти Камчатки призывают вакцинироваться

Камчатцев призывают активнее ставить прививки от гриппа. В едином кол-центре растет число вызовов врача на дом, а количество детей, заболевших гриппом и ОРВИ, за неделю выросло в три раза.

Начнет работу с 1 января: где можно получить ответы на вопросы о новом Социальном фонде РФ

Новая структура объединит Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования Объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования: самое главное.

Единое пособие на детей могут назначить еще для одной категории россиян

В Госдуме потребовали расширить список россиян, получающих поддержку государства Единое пособие на детей могут назначить еще для одной категории россиян.

Card image

У кофеварок, как и любого оборудования, могут возникать проблемы в работе, связанные с постоянным или неправильным использованием.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *