Камчатка 26 июня: турбореактивный пассажирский самолёт Як-40 и депутат В. Беккеров
Этот день в истории - листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia Як-40 авиапредприятия Северсталь.
Камчатка 25 июня: шведская экспедиция и символы олюторской земли Первые Як-40
26 июня 1969 года на Камчатку поступили первые самолеты Як-40. Командирами первых реактивных "малышей" были А. Савенков и О. Ломтев. Як-40 сменили на полуострове добросовестно отслужившие свое самолеты Ли-2.
Як-40 (по кодификации НАТО: Codling — в переводе с англ. — "мелкая треска") — первый в мире турбореактивный пассажирский самолёт для местных авиалиний, разработанный в СССР в 1960-е годы.
Постановление Совета Министров СССР о создании самолёта для замены Ил-12 и Ил-14 вышло в 1960 году. Проект Як-40 разработан в ОКБ Яковлева в 1964 году.
До Як-40 ОКБ А. С. Яковлева никогда не занималось проектированием многоместных пассажирских самолётов, основным направлением ОКБ были учебные, боевые и спортивные самолёты. Появление на местных авиалиниях самолёта Як-40 позволило заменить летавшие долгое время на внутренних советских линиях устаревшие поршневые самолёты Ил-12, Ли-2 и Ил-14.
При проектировании самолёта перед конструкторами стояла задача найти компромисс между надёжностью, обеспечивающий высокую безопасность полёта, и экономичностью, также непритязательность к аэродрому и современный комфорт для пассажиров. Як-40 не нуждается в аэродромных передвижных трапах, в хвостовой части предусмотрен откидной посадочный трап.
Опытный образец построен в 1965 году, лётные испытания начались в 1966 году: 21 октября состоялся первый полёт "Як-40" с тремя двухконтурными турбореактивными двигателями (ТРДД) АИ-25. Пилотировали машину лётчики-испытатели А. Л. Колосов, Ю. В. Петров. Тогда же самолёт был запущен в серийное производство на авиационном заводе в Саратове, а первые самолёты были переданы "Аэрофлоту".
Первые регулярные рейсы Як-40 начались из аэропорта Быково, что нашло отражение в гербе городского поселения Быково Раменского района Московской области в 2009 году.
Самолёты первых выпусков имели 24 пассажирских места. Некоторое время самолёт выпускался с взлётной массой 14,7 т и числом мест 27. Дальность полёта составляла 710 км (с резервами топлива). Позднее приступили к выпуску улучшенного варианта с взлётной массой 16,1 т и числом мест 32. На этой модификации удалось увеличить дальность полёта. Схема с прямым крылом и кормовой установкой трёх двигателей, средний из которых оснащён реверсивным устройством. Возможен горизонтальный полёт с одним из трёх двигателей.
На середину 1972 года самолёты Як-40 налетали более 150 миллионов километров и перевезли около 7 миллионов пассажиров.
С 1975 года начал выпускаться вариант самолёта Як-40К для грузовых и смешанных перевозок. Максимальная коммерческая нагрузка на нём была увеличена до 3200 кг. Одновременно с пассажирскими вариантами выпускался административный вариант самолёта с салонами 1-го и 2-го класса.
Серийное производство самолёта было прекращено в 1981 году из-за перехода завода-изготовителя на производство нового самолёта Як-42. Ещё одной причиной явилась начавшаяся в стране кампания экономии. Реактивный самолёт, перевозивший всего два-три десятка человек на небольшие расстояния, стал экономически невыгодным. Последний экземпляр Як-40 заводской номер 9840459 был построен для Закарпатского машиностроительного завода в январе 1982 года. Первое массовое списание лайнеров состоялось в конце 1980-х годов. В 1990-е годы сложности с приобретением новой техники и сравнительно низкие цены на авиационное топливо сделали Як-40 востребованным самолётом, многие из них в эти годы использовались в качестве корпоративного и VIP-транспорта. В 1992 году на Смоленском авиационном заводе была организована доработка самолётов Як-40 в вариант Як-40Д с увеличенным объёмом топливных баков (6 т), а в 1996 — доработка самолётов Як-40 в административный вариант (установка радиооборудования для полётов по международным линиям, оборудование салона бизнес-класса, наружная окраска полиуретановыми эмалями). По мере старения авиапарка, роста цен на топливо, появления на рынке более экономичных и современных конкурентов, а также стремительного свёртывания региональных авиаперевозок самолёты типа Як-40 стали всё реже появляться в небе, а с начала 2000-х годов началось их массовое списание и вывод из эксплуатации.
В. П. Беккеров. Фото: из фондов КГКУ ГАКК
Депутат от народов26 июня 1959 года решением окружного Совета депутатов трудящихся 7-го созыва председателем исполнительного комитета Корякского окружного Совета депутатов трудящихся избран Василий Полуэктович Беккеров, который проработал на этом посту до 1971 г.
Член ВКП(б) с 1942 года. Ительмен.
В 1940—1941 гг. проходил обучение в Ленинградском институте народов Севера, затем — в Хабаровской краевой партийной школе. Окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС (заочно).
1935—1940 гг. — учитель в с.Воямполка,
1941—1947 гг. — в РККФ — Военно-Морском Флоте, служил на Северном флоте, освоил воинскую специальность рулевого. Сопровождать транспорты, направляющиеся от берегов Великобритании в Мурманск. Был награжден боевыми орденами и медалями,
1952 г. — секретарь Карагинского районного комитета ВКП(б) — КПСС (Корякский национальный округ),
1959—1971 гг. — председатель исполнительного комитета Корякского окружного Совета,
1971—1972 гг. — руководитель Группы народностей Севера исполнительного комитета Камчатского областного Совета.
С 1976 г. на пенсии.
Был награжден орденами Отечественной войны II степени, "Знак Почёта", медалью "За трудовую доблесть".
Также в этот день26 июня 1938 года состоялись первые выборы в Верховный Совет РСФСР. От Корякского округа избирались депутатами Верховного Совета РСФСР Нина Ивановна Солодякова и Григорий Михайлович Ойнвид.
26 июня 1941 года в черту Петропавловска включены: посёлок Индустриальный, село Авача, Сероглазка и совхоз "Петропавловский" (бывшая сельхозферма на Четвёртом километре).
26 июня 1963 года принят из постройки теплоход "Усть-Тигиль".
26 июня 1990 года приказом Минфина СССР № 121 от 21.02.90 г. создана Государственная налоговая инспекция по Корякскому автономному округу.
26 июня 1995 года постановлением главы администрации Корякского автономного округа зарегистрировано ООО "Торговый дом".
26 июня 2010 года приказом Министерства здравоохранения Камчатского края в пгт. Палана открыт филиал медицинского колледжа.
Последние новости
Генная терапия для Артура: надежда на выздоровление
Сбор средств для закупки препарата Элевидис продолжается.
Пищевая ценность субпродуктов: что нужно знать
Врач-диетолог Анна Белоусова делится мнением о пользе и ограничениях субпродуктов.
Ушел из жизни Василий Алексеевич, известный депутат Камчатки
Память о выдающемся представителе старой гвардии останется в сердцах земляков.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку