Дорога к храму длиною в 60 лет

10 лет назад в Петропавловске был освящен закладной камень в основание Камчатского Морского собора.

10 лет назад в Петропавловске был освящен закладной камень в основание Камчатского Морского собора. Так началась история строительства храма. Однако у этого проекта есть еще долгая предыстория, которая уходит корнями в советские годы.

Идея открыть на Камчатке памятник, посвященный тем, кто не вернулся из моря, официально прозвучала со страниц «Камчатской правды» почти 60 лет назад. 2 сентября 1964 года газета опубликовала письмо капитана дальнего плавания В. Полуэктова, который выступил с таким предложением. В том же году житель Петропавловска Э. Майбуров представил свой эскиз памятника – 2-этажное здание с постаментом в форме маячной башни, которая была увенчана чашей с макетом судна. В последующие десятилетия было предложено еще несколько идей памятника – например, в виде стелы, застывшей волны.

Автором одного из проектов был камчатский скульптор Анатолий Соловьев (его самые известные работы – монумент Славы пограничникам Камчатки и памятник морякам-подводникам). Он предлагал поставить на берегу Авачинской губы монументальную композицию в виде женщины, держащей в руках светильник, свет которого был бы виден издалека. В натуральную величину скульптура с постаментом высилась бы на 17 метров. Но этот проект не был воплощен.

В ноябре 1999 года градостроительный совет Петропавловска одобрил идею памятника в виде часовни. Было рассмотрено несколько вариантов ее местоположения: сопка Радиосвязи, мыс Пироженко, Озерновская коса на месте лодочной станции. Остановились на сопке.

Позже у администрации города появилась идея поставить памятник в воде рядом с Никольской сопкой. В 2000 году она объявила конкурс на проект. Проходил он в условиях аврала: хотели успеть к 260-летию Петропавловска. Победителю обещали 3 тысячи рублей. Но конкурс не дал результатов.

В 2001 году было окончательно решено увековечить память о погибших рыбаках и моряках строительством часовни на сопке Радиосвязи.

Сначала речь шла о небольшой символической часовне, которая не относилась бы к конкретной религии. Так, архитектор Евгений Иванцов предлагал проект часовни, на гранях которой располагались бы символы четырех основных религий, представленных в России. Но решили, что часовня должна быть православной. В итоге появился проект трехэтажной деревянной часовни на металлическом каркасе с помещением для служб и звонницей.

В октябре 2003 года на сопке был сделан фундамент. Тогда же епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий освятил это место. По такому случаю здесь прошел митинг с участием губернатора Михаила Машковцева. На митинге постановили: через год строительство должно быть завершено.

Однако строительные работы начались только 21 мая 2008 года. В этот день на сопке снова состоялся торжественный митинг. Место в очередной раз окропили святой водой.

Строительством занималась компания «Камчатжилгражданстрой», которая выступала только как подрядчик, но потом ей пришлось взять на себя почти все расходы. К осени 2008 года она завершила монтаж каркаса. На этом строительство остановилось из-за отсутствия финансирования.

В последующие годы от строительства деревянной часовни отказались. Ее каркас был разобран. В ноябре 2012-го Петропавловская и Камчатская епархия решила строить на сопке Радиосвязи храм в честь Архистратига Божия Михаила. Храму был присвоен статус собора.

Проект собора разработан в Новосибирском проектном институте. Конструктор – Николай Деев, архитектор – Пётр Чернобровцев.

28 августа 2013 года архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий совершил освящение закладного камня в основание Морского собора. Строительство шло около пяти лет. Завершающим этапом стала установка колоколов, которые доставили в порт Петропавловска осенью 2019-го.

В сентябре 2023 года святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел в соборе главную часть освящения и божественную литургию...

Вот такая история, которая началась много лет назад. За это время в центре Петропавловска в 1996 году установили памятную доску с именами членов экипажей погибших в советское время судов «Кит», «Восток», «Ключевской», «Карага» (позже сюда добавили имена членов экипажа МРС-038 и рыбаков ОАО «Колхоз «Октябрь», погибших в 1998 и 2010 годах). А в 2008 году рядом со зданием «Океанрыбфлота» поставили мемориальный камень, посвященный погибшим работникам этого предприятия. И вот, наконец, в нашем городе-порте появилось место, где увековечена память всех моряков и рыбаков, не вернувшихся домой.

Остается только пожелать, чтобы список жертв моря, который, увы, остается открытым, пополнялся как можно реже.

На фото: неудавшаяся попытка построить на сопке Радиосвязи часовню памяти погибших моряков и рыбаков, 2008 год.


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мемориальные плиты с именами погибших рыбаков и моряков станут важной составляющей Камчатского Морского собора. Заслуга в составлении списка этих имен принадлежит историку рыбной отрасли и краеведу Сергею Гаврилову, который искал их в архивах предприятий, материалах расследований кораблекрушений, аварийных происшествий. В 2016 году он передал в епархию список, в котором было более 1,5 тысячи имен.

Наша редакция помогала Сергею Витальевичу. Мы запрашивали информацию о погибших в трудовой инспекции, транспортной прокуратуре и других ведомствах.

Сегодня вспомним один из наших газетных материалов, в котором мы рассказали об этой работе. Он был опубликован в «РК» 11 февраля 2004 года:

Есть в этих цифрах какая-то мистика

В начале 1990-х годов трудовая инспекция, куда мы пришли за информацией о несчастных случаях в море, пережила нелегкие времена. Многие сведения, которые сейчас бы очень пригодились, потеряны. И все-таки что-то удалось сохранить. В наше распоряжение были предоставлены журналы регистрации происшествий с 1981 года.

За лаконичными формулировками нам открывались трагедии давно минувших дней.

Вот, например, плавбаза «Советская Камчатка», 15 января 1983 года. Настроение у всех еще праздничное. Люди ждут от наступившего года чего-то хорошего. И вдруг – пожар. 12 человек погибли. Четверо получили сильнейшие ожоги. В те годы такие случаи не «украшали» первые полосы газет.

1983 год был самым «урожайным» на несчастные случаи в море за последние 23 года. Его итог: 43 человеческие жизни. Потом кривая смертности пошла на спад. А с начала 1990-х снова поползла вверх. Рыбаки стали чаще умирать в море от хронических заболеваний. Вывод сделать просто: медицинский контроль перед рейсами стал менее тщательным.

В этих цифрах порой можно найти странные совпадения и закономерности. Например, в течение долгого времени из года в год несчастных случаев в море, связанных именно с производством, всегда было 12. Не меньше и не больше. Будто кто-то установил определенный процент…

В одном из журналов нас сбила с толку одна запись: «Суркин Андрей Вячеславович, родился 05.11.84. Погиб 02.11.85». Значит, погибшему было всего 11 месяцев? Оказалось, все верно. Вот что произошло: «Катер Петропавловского морского рыбного порта сел на мель в устье реки Воровская в экстремальных условиях. При попытке доставить работницу Кировского рыбозавода и ее 11-месячного ребенка на берег капитан, мать и ребенок утонули».

В списке погибших есть и иностранцы. В 1994 году Димитр Балев с болгарского БМРТ «Феникс» бросился на помощь тонувшему камчатскому матросу. Оба погибли…

По этим документам можно пройти курс новейшей истории рыбного хозяйства Камчатки. Когда идешь от года к году, видишь, как «рассыпались» флоты. Одни предприятия выживали, другие исчезали.

Один из таких «динозавров», который доживает последние дни, – ОАО «Ордена Ленина УТРФ». Сейчас его документацию готовят к передаче в городской архив. Говорить о том, что сохранилась статистика несчастных случаев за всю историю Тралфлота, не приходится. Но некоторые сведения мы здесь все-таки нашли.

Вот, например, решение Петропавловского городского суда от 18 апреля 1966 года об объявлении умершими членов экипажа СРТ «Карага».

Цитирую этот документ: «СРТ «Карага» 19 февраля 1966 г. вышел из Авачинской губы для выполнения очередного задания. В ночь на 21 февраля погода резко ухудшилась. При низкой температуре судно получило сильное обледенение. В час ночи 25 минут 21 февраля СРТ «Карага» в последний раз вышел на связь… 27 февраля в районе острова Уташуд на глубине 35 метров обнаружен затонувший СРТ. На момент отхода на его борту находилось 22 члена экипажа и два инженера промысловой разведки. В жилых и служебных помещениях тела людей отсутствуют. В каюте обнаружено тело старшего инженера промразведки Каманина Владимира Ивановича…»

В нашем списке уже почти 500 имен – с 1981-го по 2002-й. Есть данные и за более ранние годы, но пока недостаточно полные. Так что работа продолжается.

Последние новости

Как молодым россиянам подготовиться к пенсии

Рекомендации для формирования финансового благополучия в будущем

Новый аэропорт в Соболево: начало новой эры путешествий

С открытием современного аэропорта в Соболево местные жители ожидают улучшения транспортной доступности.

Россияне сталкиваются с проблемами при снятии наличных в Турции

Санкции против российских банков приводят к сбоям в обслуживании карт в зарубежных банкоматах.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Каменске-Уральском, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *