Петиции: чего жители Камчатки требовали от властей и чего добились

Журналисты ИА «Кам 24» проанализировали инициативы, которые выдвигали камчатцы на платформе Сhange.org.


Журналисты ИА «Кам 24» проанализировали инициативы, которые выдвигали камчатцы на платформе Сhange.org. Некоторые из них получили очень широкую поддержку, но все равно не были воплощены в жизнь.

Одним из главных событий начала 2023 года в Петропавловске-Камчатском стала реформа автобусных перевозок. Часть маршрутов власти полностью отменили, в часть внесли изменения. Понравилось это явно не всем горожанам. На так называемую «горячую линию» поступили десятки сигналов от недовольных пассажиров. А на сайте Сhange.org появилась петиция с требованием вернуть прежний режим работы автобусов. Ее поддержали больше тысячи человек, однако сворачивать реформу в мэрии не стали. Автобусы в городе теперь ездят по новым схемам, утвержденным властями.

Журналисты ИА «Кам 24» вспомнили о других требованиях, которые выдвигали камчатцы на платформе общественных инициатив. Некоторые из них получили очень широкую поддержку, но все равно не были реализованы.

ДТП на миллион

Change.org – онлайн-платформа для размещения петиций. Цель, заявленная ее организаторами, – продвижение гражданских инициатив и решение социальных проблем. Петиции, как правило, обращены к главам государств, регионов, к руководителям различных ведомств. Камчатцы неоднократно использовали ресурс сhange.org, чтобы сообщить широкой аудитории о произошедших в крае событиях и потребовать от властей результативных действий.

Одна из популярных камчатских петиций была посвящена событиям одиннадцатилетней давности. Ее автором стал житель Петропавловска Константин Накаряков . В мае 2012 года он попал в аварию на улице Ларина. «Тойота-Харриер», которой управлял Константин, столкнулась с «Тойотой-Тундрой». Инспекторы ГИБДД, как водится, приехали на место происшествия небыстро и, вероятно, не стали утруждать себя разбором его нюансов. Константин между тем после аварии попал в больницу с травмами. Водитель второй машины инспекторов не дождался.

Позднее СМИ сообщили, что за рулем «Тундры» находился Антон Базалевский , который был лишен прав на управление автомобилями. Высказывалась версия, что он был нетрезв. Комментарии для журналистов давал юрист Базалевского, который объяснил, что его доверитель не сбежал с места инцидента, а просто отправился домой – вызвать пострадавшим «скорую» со стационарного телефона. Состояние опьянения Антона в момент столкновения машин юрист опроверг. По его словам, освидетельствование водитель «Тундры» прошел только через два часа после аварии, и выпил именно в этот промежуток времени – из-за стресса.

Суд в итоге признал виновным в ДТП Накарякова, не уступившего дорогу помехе справа. Константин утверждал, что за несколько лет в качестве компенсации выплатил Базалевскому около полутора миллионов рублей. Причем все это время он пытался доказать в различных инстанциях, что является не виновником аварии, а пострадавшим. В петиции Накаряков требовал возбудить уголовное дело в отношении сотрудников полиции и провести объективное расследование. Его поддержали почти 20 тысяч человек. Он в свою очередь составлением петиции не ограничился, а еще написал книгу «История на миллион. Борьба за справедливость». Автор, взявший псевдоним Комиссаров, пояснил, что это рассказ о том, «как пройти через «бюрократический ад» и научиться жить после него». Впрочем, помогла ли Константину общественная и творческая активность компенсировать убытки, связанные с ДТП, неизвестно.

Гибель второклассников

В январе 2016 года жителей Петропавловска потрясло известие о гибели трех второклассников. Школьники провалились в теплофикационную камеру глубиной в два с половиной метра. Сооружение находилось (и сейчас находится) рядом со школой № 1, где учились дети, и обеспечивало доступ к теплотрассе, по которой с ТЭЦ поступает пароводяная смесь, нагретая до 105 градусов. Труба дала течь и наполнила камеру кипятком, в котором и утонули 8-летние мальчики.

Трагедия вызвала на Камчатке широчайший резонанс. На месте гибели детей горожане создали стихийный мемориал. Тысячи людей несли туда цветы и игрушки. Пользователи социальных сетей проклинали энергетиков и местные власти, и настаивали на жестком наказании виновников ЧП. Петиция на Сhange.org была адресована президенту Путину, премьер-министру Медведеву и уполномоченному по правам ребенка в России Астахову.

«Мы требуем наказать в первую очередь руководство «Камчатскэнерго» и города. Именно они не смогли подготовить теплотрассу к зиме, именно они не устранили аварию, несмотря на обращения людей в аварийные службы, и именно они не оградили опасную территорию, допустив трагедию. Не должны дети возле школы, средь бела дня гибнуть из-за разгильдяйства взрослых!» – написала автор петиции Алина Переплетова .

За сутки с небольшим под этими словами подписались 15 тысяч человек. А всего обращение набрало 29 тысяч подписей.

По факту гибели детей СКР возбудил уголовное дело по статье 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Со временем статью переквалифицировали на более мягкую (нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц). Перед судом в итоге предстали пять энергетиков. Начальника тепловых сетей филиала ПАО «Камчатскэнерго» – «Камчатские ТЭЦ» Евгения Королева отправили в колонию-поселение на четыре года и девять месяцев; начальник первого района тепловых сетей Дамир Баширов , мастер Андрей Лепистов , слесари Виктор Атаманов и Валерий Власенко лишились свободы на три года.

Свою вину признали лишь двое подсудимых – мастер и начальник первого района сетей. Остальные назвали обвинения в свой адрес безосновательными.

Мальчик умер, «скорая» не успела…

В январе 2017 года на станцию скорой помощи Петропавловска-Камчатского поступил сигнал о том, что в квартире по проспекту Циолковского перестал дышать 21-летний парень. «Скорая» оперативно прибыла на этот вызов. Однако в межкварталке проезд медикам перегородила иномарка, за рулем которой находилась 30-летняя женщина. Водитель «скорой» включил сирену (мигалка уже работала) и потребовал по громкой связи, чтобы его пропустили. Пассажиру иномарки по фамилии Лобанов это не понравилось. Он вышел на улицу, начал что-то кричать и размахивать руками. Конфликт продолжался несколько минут. Когда пассажир, наконец, отступил и медики добрались до нужного адреса, выяснилось, что больной мертв.

Спустя сутки в соцсетях стало распространяться сообщение следующего содержания: «Обращаюсь к мужчине и женщине, которые вчера вечером на машине А426ТЕ не пропускали «скорую» к дому на Циолковского, 30… Хочу сообщить вам, что мальчик умер, «скорая» не успела… Требовать от вас ничего не собираемся, нашего брата это не вернет. Но! Хочу пожелать вам крепкого здоровья. И чтобы вам никогда не приходилось вызывать скорую помощь. Бог Вам судья!»

О дорожном инциденте в Петропавловске написали сначала местные, а затем центральные СМИ. Историю стали комментировать статусные персоны: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков , глава Минздрава России Вероника Скворцова , другие чиновники и депутаты. А вскоре на Сhange.org появилась петиция с требованием  «привлечь к ответственности всех виновных».

«Боюсь, что попустительство властей приведёт к безнаказанности водителя и её спутника, не уступивших дорогу скорой помощи, в результате чего, к сожалению, погиб молодой парень. Это происшествие ни в коем случае не должно остаться безнаказанным…», – написал автор обращения.

Следственный комитет  возбудил по факту ЧП уголовное дело по части 1 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Однако через несколько месяцев дело закрыли в связи с отсутствием состава преступления.

В СКР пояснили, что, согласно заключению экспертизы, смерть парня наступила в результате острого отравления компонентами бытового сжиженного газа, она, вероятно, являлась рефлекторной (мгновенной) и непредотвратимой, даже в случае оказания своевременной помощи.

«Действия водителя и пассажира легкового автомобиля, выразившиеся в не предоставлении преимущества в движении транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами, а также в создании помех в движении данному транспортному средству не были направлены на лишение жизни 21-летнего парня. Смерть последнего наступила в результате собственных действий», – отметили в СКР.

Размороженные тарифы

Камчатцы несколько раз создавали петиции с требованием урезать в крае цены на услуги ЖКХ. Самое популярное из подобных обращений появилось на Сhange.org шесть лет назад.

«Уже не раз в правительстве края говорили о необходимости снизить или хотя бы заморозить тарифы. Людям приходится оплачивать миллионные зарплаты директора «Камчатскэнерго», это уже ни для кого не секрет», – написала автор обращения.

И в 2017 году тарифы действительно заморозили! Об этом объявил губернатор Владимир Илюхин . Сложно сказать, повлияла ли на его решение активность камчатцев на платформе общественных инициатив, но тарифы для большинства жителей края не менялись в течение ряда лет. Впрочем, со временем, как и ожидалось, все вернулось на круги своя – стоимость услуг ЖКХ вновь стала расти. В 2022 году, например, тарифы повышали дважды – в июле и декабре.

Суперпенсии для чиновников

В апреле 2018 года власти Камчатки решили применить к пенсиям вышедших на отдых чиновников и депутатов сразу два повышающих коэффициента. Пенсии у камчатских начальников и до этого были намного выше, чем у обычных людей. Но в результате нововведений они выросли еще примерно в два с половиной раза – до 150 тысяч рублей в месяц. Простых пенсионеров повышение никак не коснулось.

«Пенсионную реформу» регионального масштаба, естественно, обсуждали в социальных сетях. Камчатцы негодовали, как у госслужащих, которые оказались не в состоянии обеспечить достойную старость учителям, врачам, инженерам, строителям и другим специалистам хватило наглости набивать собственные карманы за счет бюджета. Тогда и появилась петиция с требованием к чиновникам – пожить на прожиточный минимум и получать такие же пенсии, «как у простых людей».

«Разве это правильно, когда старики хлеб купить себе не могут, оплачивая свои жилища, а чиновники с высокими зарплатами ещё и повышают себе пенсию? Разве такое будущее мы выбирали?» – задалась вопросами автор обращения Татьяна Сысоева .

Своими голосами ее поддержали более 2 700 человек. К слову, против повышения чиновничьих пенсий выступили тогда даже представители федеральных органов власти: прокуратура и министерство финансов. Однако и это не поколебало решимости камчатских «слуг народа» организовать себе комфортную жизнь на старости лет. Петицию они, как и ожидалось, проигнорировали. Скандальный законопроект никто не отменил. Более того, депутаты Заксобрания, которые голосовали за свои суперпенсии, все в том же 2018 году столь же единодушно поддержали  повышение пенсионного возраста для остальных жителей страны.

Долой губернатора!

С суперпенсиями, которые установили себе камчатские чиновники, косвенно связана еще одна петиция 2018 года. Автор, Марина Волкова , требовала отставки губернатора Владимира Илюхина и его подчиненных.

«Правительство Камчатского края во главе с Илюхиным обеспечило себе так называемый «золотой парашют» в виде повышенной пенсии. В то время как в Петропавловске-Камчатском становится невозможно жить», – написала Волкова, обращаясь к президенту России.

Женщину возмутили заоблачные цены на коммуналку, бензин и продукты, а также «ужасное состояние» регионального центра.

«Полуразрушенные дома на главных улицах, кучи мусора, которые не убирают. Столько денег выделяется нашему краю! Куда они уходят – непонятно. В нашем крае есть очень красивые  места, это рай для туристов. Но с такими ценами на билеты сюда никто не едет», – отметила активистка.

Ее петицию поддержали больше 5 000 человек. Владимира Илюхина в 2018 году никто не уволил. Однако спустя пару лет ему пришлось попроситься в отставку по собственному желанию. Увольнению губернатора предшествовал визит на полуостров полпреда Юрия Трутнева , который на брифинге заявил, что в крае нет никакого развития, а инвестиции – минимальны.

Оставив губернаторский пост, Илюхин рассчитывал получить другую должность на госслужбе. Но ничего стоящего ему, судя по всему, не предложили.

Временно закрыть въезд

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку заболеваемости коронавирусом пандемией. В разных странах, в том числе в России, ввели ограничительные меры. В связи с этим жительница Вилючинска Анна Дмитриенко создала петицию с предложением временно закрыть въезд на Камчатку и выезд за ее пределы. Она предположила, что такие меры помогут не допустить распространения инфекции в регионе. Инициативу поддержали больше 13 тысяч человек. Правда, уже 31 марта автор удалила петицию.

«Спасибо всем, кто голосовал! Но я удалю петицию, так как она не принесет никаких результатов. Поэтому не хочу тратить ваше время. Берегите себя и не болейте!» – написала Анна.

За время пандемии власти Камчатки вводили разные ограничительные меры: режим самоизоляции для непривитых пенсионеров, обязательное ПЦР-тестирование для вахтовиков, ограничения в работе общепита, даже отстранение от работы специалистов, отказавшихся вакцинироваться. Однако до закрытия полуострова дело все-таки не дошло.

Красные приливы

В сентябре 2020 года океанская вода у Халактырского пляжа изменила цвет . Тревогу забили серферы, у которых после погружения болели глаза и ухудшалось зрение. Врачи диагностировали у некоторых спортсменов ожоги роговиц. В соцсетях появились снимки выброшенной на берег мертвой рыбы и морских животных. Активисты Greenpeace обнаружили в акватории Камчатки несколько грязных пятен, а специалисты Кроноцкого заповедника выяснили, что на морском дне в районе происшествия погибло до 90 % обитателей.

ЧП на Камчатке обсуждали в новостях России и мира. На сайте Сhange.org была создана петиция с требованием провести открытое расследование причин экологической катастрофы. Документ перевели на английский и французский языки, в итоге его поддержали почти 290 тысяч человек.

«Тот факт, что загрязнение продолжается уже больше двух недель, несмотря на два прошедших шторма, может говорить о том, что это утечка, а не разовый выброс. То, что животные погибли массово, позволяет предположить, что это сильный токсин», – написала автор инициативы Екатерина Дворянинова .

Расследование действительно началось и шло довольно активно, при непосредственном участии первых лиц края. Сначала приоритетной была техногенная версия ЧП. В региональном правительстве, например, предположили, что всему виной сброс льяльных вод с проходящих судов. В качестве возможных источников загрязнения также называли утопленные неподалеку от берега военные грузы, могильники отравляющих веществ (например, Козельский полигон) и ряд других расположенных на Камчатке объектов. В итоге все эти предположения не подтвердились. Спустя несколько недель исследований биологи пришли к выводу, что причиной бедствия, вероятно, стали так называемые красные приливы. Их могло вызвать цветение микроводорослей. В феврале 2022 года красные приливы уже официально назвали причиной экологической катастрофы. Прошлым летом ученые вновь фиксировали цветение красных водорослей в Авачинской бухте, но массовой гибели животных оно не вызвало.

Несмотря на то, что техногенная версия происшествия была отвергнута, власти решили ликвидировать Козельский полигон ядохимикатов. Проект рекультивации могильника оценили в 51 миллион рублей.

Надбавки и «другая халява»

Надо сказать, что в некоторых петициях, опубликованных на Сhange.org, выдвигались довольно странные требования. Широкой поддержки они ожидаемо не получили. Один из авторов под ником «Предприниматели Петропавловска-Камчатского», например, предложил забрать коэффициенты, надбавки и «другую халяву» у жителей районов Крайнего Севера.

«Работая в сфере производства на Дальнем Востоке (Камчатка) более 20-ти лет, я наблюдаю, как деградируют мои земляки. Они все меньше хотят прикладывать к чему-то руки, работать, производить продукт для экономики, а все больше требуют от государства бесконечных льгот, проездов на материк, переездов с бесплатными квартирами, пенсий, пособий», – обосновал свою позицию активист.

По его мнению, льготы для северян ставят частный бизнес в неравные условия с государством, а предприниматели вынуждены «разоряться на эти выплаты из своего кармана». Позицию автора разделили немногие, его инициативу поддержал лишь 31 человек.

В еще одной петиции, которая тоже не стала популярной, предлагалось объединить Камчатку с Японией. У этой идеи обнаружилось 15 сторонников.

Между тем редакции Кам 24 удалось найти на change.org камчатскую инициативу, которая была воплощена в жизнь. Хотя она и не имела широкой поддержки. Речь в ней шла о строительстве скейт-парка в Петропавловске.

«В городе подросткам негде кататься на скейтбордах, трюковых велосипедах, самокатах и роликах. Мы бы хотели собрать достаточное количество подписей для того, чтобы нам построили парк, где бы можно было кататься», – написал Даниил Глинский .

Его призыв поддержали 43 человека, однако строительство скейт-парка в 2019 году действительно началось. Шли работы, правда, не без приключений. Первый подрядчик не успел закончить их до зимы, контакт с ним расторгли. В следующем сезоне снова что-то пошло не так. В результате скейтпарк официально открыли только осенью 2021 года, но доделывать и переделывать его продолжают по сей день.

Подготовили Анастасия Комова и Владимир Хитров 

Последние новости

Как молодым россиянам подготовиться к пенсии

Рекомендации для формирования финансового благополучия в будущем

Новый аэропорт в Соболево: начало новой эры путешествий

С открытием современного аэропорта в Соболево местные жители ожидают улучшения транспортной доступности.

Россияне сталкиваются с проблемами при снятии наличных в Турции

Санкции против российских банков приводят к сбоям в обслуживании карт в зарубежных банкоматах.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Ростове, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *