"БАРИН НА ПРОФСОЮЗЕ"
Удивительные вещи происходят на предприятии «Калининград-ГорТранс»: начальство силком загоняет людей в местный профсоюз.
"БАРИН НА ПРОФСОЮЗЕ"
Удивительные вещи происходят на предприятии «Калининград-ГорТранс»: начальство силком загоняет людей в местный профсоюз. Может быть, это такое проявление заботы о защите прав трудящихся со стороны руководства? Вовсе нет. Ушлые хозяйчики превратили местный профсоюз в настоящую дойную корову для себя и ещё одну палку для принуждения работников к подневольному труду. Предприятие это, по городским меркам, немалое — полторы тысячи сотрудников, из них 600 — члены профсоюза, который возник после объединения автобусного парка и трамвайно-троллейбусного депо.
Столь завидные успехи месткома — не результат его ярой борьбы за права трудящихся и не свидетельство, как говорится, сознательности масс. Совсем даже наоборот. Работницы отдела эксплуатации «Калининград-ГорТранса» Татьяна Дыренкова и Ольга Беляускене
рассказали корреспонденту «Правды»: как только новые люди устраиваются на работу, их тут же заставляют вступать в профсоюз. Членство в профсоюзе обязательно. Новички, конечно же, не подозревают, что защищать их трудовые и социальные права никто не собирается. Главное, заставить всех платить немалые членские взносы — от 300 до 600 и более рублей в месяц.
Ещё один безотказный способ нарастить число плательщиков профвзносов — уже на грани шантажа. Если работник допускает на производстве какую-то ошибку, ему тут же предлагают вступить в
профсоюз, если он туда ещё не вступил. А если отказывается — лишают премии. Более того, если кто-то выражает желание покинуть профсоюз, то таким говорят: «Если вы не хотите быть уволенными, то должны оставаться в профсоюзе». Откуда такая прыть? Всё очень просто: местным профсоюзом руководит заместитель директора по
пассажирским перевозкам Сергей Усачёв, то есть непосредственный начальник и представитель работодателя. У него не забалуешь!
Понятно, что при таком руководителе вся профсоюзная работа сводится к имитации бурной деятельности. Главное же то, что именно Сергей Усачёв полностью контролирует деньги общественной организации и при этом не предоставляет никому никакой финансовой отчётности. — За то время, что Усачёв руководит профсоюзом, — говорит Ольга Беляускене, — он купил машину, сыну — квартиру, а себе построил дом площадью 200 кв. м. И при этом он всем рассказывает, что оклад у него 45 тыс. рублей. При таких доходах ему даже в кредит нажитое им добро не продали бы. Зато на вопросы членов профсоюза о том, что хорошо бы поднять зарплату, у Усачёва всегда находятся одни отговорки.
«Несмотря на большую численность организации, у нас не проводится профсоюзных собраний, — рассказывает Татьяна Дыренкова. — Мы почти ничего не знаем о профсоюзе, никогда не брали в руки его устав — не показывают. И чем он должен заниматься, мы тоже не знаем. Наверное, защищать нас. Но на самом деле наш профсоюз направлен против трудящихся».
Формально, конечно же, усачёвский профсоюз проводит профильную деятельность, но как-то очень странно — с заметной выгодой для себя. Так, рядовой водитель предприятия, который платит немалые взносы, ежемесячно всего лишь раз в год получает от профсоюза под новый год продуктовую карточку на 500 рублей. Формально каждый может три раза в год обратиться за материальной помощью размером в 500 рублей или единовременно получить 1500. Этим вся поддержка профсоюза исчерпывается.
Есть, например, ещё такая статья расходов: 2000 рублей детям членов профсоюза к 1 сентября. Но не всем детям, а только тем, кто идёт «первый раз в первый класс». По данной статье у господина
Усачёва расходы совершенно незначительные: в основном на предприятии работают пенсионеры и люди предпенсионного возраста.
Ну а как с защитой прав работников? Что насчёт соблюдения требования почасовой оплаты труда в размере 43 рублей в час, о чём много идёт разговоров? И как профсоюз контролирует соблюдение
Трудового кодекса? А никак! Все эти животрепещущие вопросы, которыми и должен заниматься настоящий профсоюз, карманной организации господина Усачёва не касаются.
При этом на предприятии огромные проблемы с соблюдением трудовых прав, рассказывают Татьяна Дыренкова и Ольга Беляускене. А защитить права работников некому. Сколько раз обращались —
бесполезно! Бывали случаи, когда водителей лишали премии на 10, 20, 30 процентов, бывало и на все 100. А премия — это половина заработка водителя. И договоры составлены так, что работодатель может в любой момент лишить премии любого работника по своему усмотрению. Профсоюз в данном случае только прислуживает хозяину, формально делая процедуру законной. То есть фактически лишение премии работников и есть главная забота профсоюза Усачёва. И высказать накопившиеся к нему претензии нет никакой возможности: за шесть лет, признаются Дыренкова и Беляускене, они не присутствовали ни на одном профсоюзном собрании, их никто туда не допускает.
«Большинство наших работников почти не ощущают существования профсоюза, — говорят работницы «Калининград-ГорТранса». — Если член профсоюза находится на больничном больше 10 дней, то ему перечисляют по 50 рублей в день от профсоюза». Усачёв называет это «помощью». О профсоюзных путёвках в санатории, в детские лагеря даже речи не шло, пока кто-то из работников не начал требовать и спрашивать отчёта за потраченные профсоюзные деньги. Только после этого начали какие-то деньги на путёвки выплачивать. — В трудовом договоре у нас была ещё «вредность», — рассказывает Т. Дыренкова. — За вредные работы доплачивали, а потом незаметно эти доплаты исчезли. И вот теперь на нас «повесили» уборку салона транспорта с использованием агрессивных антисептических средств.
После этой работы у нас на предприятии у многих были ожоги рук, гортани, некоторые кондукторы вынуждены были даже
брать больничный. И это потому, что нас не обеспечивают качественными средствами индивидуальной защиты. Перчатки дают самые тонкие, так называемые пищевые, респираторов нет
вообще, маски выдают всего две штуки в месяц.
Раньше санитарной обработкой и уборкой занимались сотрудники специальной фирмы, обходилось это недёшево. И это при том, что работали там в основном полубесплатные гастарбайтеры. Словом,
выглядят все эти коммерческие схемы очень подозрительно.
У кондукторов — риск повышенного травматизма в замкнутом пространстве общественного транспорта. Недавно здесь произошёл несчастный случай на производстве. По дороге в депо автобус
попал в аварию, женщина-кондуктор получила серьёзную травму, делали операцию. Но медкомиссия написала: «лёгкая степень тяжести». И вместо того чтоб отстаивать права своей сотрудницы,
профсоюз отказал ей даже в серьёзной материальной помощи: дескать этот случай не был застрахован. — Какие бы травмы ни были, в профсоюзе просят написать заявление, что травма была бытовая, —
говорит Дыренкова. — К примеру, был ещё один, более тяжёлый случай травмы на производстве.
Водитель автобуса экстренно затормозил, и кондуктор пролетела через весь салон, упала, сломала руку, ключицу и нос. И даже в этом случае профком настаивал на бытовой травме. Пострадавшая подала в суд и добилась компенсации от предприятия в размере порядка 300 тыс. рублей. После чего ей устроили травлю, вынуждая уволиться.
Работники считают, что кондукторы должны проходить медицинскую комиссию и иметь санитарные книжки. Потому что работа — вредная. Эта практика многих регионов, но здесь её нет, и профсоюз
ничего не делает, чтобы отстаивать права трудящихся.
Столь же безмолвную позицию он занял и в том, что касается повышения оплаты труда хотя бы по мере индексации МРОТ. Когда в прошлом году подняли тарифную ставку, но одновременно урезали
дополнительные выплаты за профессиональное мастерство и выслугу лет, профсоюз как воды в рот набрал. — Из-за низких зарплат кондукторы вынуждены идти на «внутреннее совместительство», работать не по одному, а по двум трудовым договорам одновременно, — рассказывает О. Беляускене. — Но даже в этом случае работодатель стремится урвать свой кусок. Например, уходя в отпуск, мы отпускные
получаем только по одному трудовому договору. По второму работодатель говорит: «напишите в заявлении «без сохранения заработной платы». И люди по два, по три года по этому второму
трудовому договору не получают ничего. Хотя если бы профсоюз у нас работал как надо, то ничего подобного не происходило бы.
А в последнее время стали поговаривать о предстоящем сокращении кондукторов. Если подобное произойдёт, Т. Дыренкова и О. Беляускене намерены бороться до конца за свои права. Даже если «родной» профсоюз, как всегда, станет ставить палки в колёса.
● Уважаемые коллеги!
Статья размещена для сравнительного восприятия нашей с вами
действительности.
Читайте и делайте выводы!
Председатель профкома ППО Профсоюза работников АО"СВРЦ" А. Полуян, Автор: Пётр КОРОЛЁВ, корр. «Правды». г. Калининград.
Последние новости
Как молодым россиянам подготовиться к пенсии
Рекомендации для формирования финансового благополучия в будущем
Новый аэропорт в Соболево: начало новой эры путешествий
С открытием современного аэропорта в Соболево местные жители ожидают улучшения транспортной доступности.
Россияне сталкиваются с проблемами при снятии наличных в Турции
Санкции против российских банков приводят к сбоям в обслуживании карт в зарубежных банкоматах.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований