Народный праздник вершины лета – Купала
В эпоху христианства праздник Рождества Иоанна Крестителя, где обряд крещения совершался троекратным погружением в воду, совместился со славянским праздником Купала,
В эпоху христианства праздник Рождества Иоанна Крестителя, где обряд крещения совершался троекратным погружением в воду, совместился со славянским праздником Купала, который отмечался в день летнего солнцестояния и совпадал с самым пиком цветения природы. Появилось новое название праздника – Иван Купала.
В то время проводились купальские обряды с магическими действиями, связанными с почитанием солнца. Считалось, чтобы повысить количество солнечного света и придать растениям больше тепла, нужно было повлиять земным огнем на огонь Божий. Для этого славяне уходили на ритуальные холмы или на поляны у реки, где жгли костры. Чтобы урожай был плодородным, парни и девушки прыгали через них, стараясь перепрыгнуть как можно выше, тем самым выше уродятся зерновые культуры. Также высокий прыжок символизировал удачу в замыслах.
На поляне формировали ритуальное деревце – купало, которое украшали цветами и венками из полевых трав. С песнями и шутками веселились и плясали, водили хороводы.
Символическим знаком солнца в праздник выступали любые круглые предметы: в основном, это были колеса или бочки, которые смазывали смолистой смесью, поджигали и скатывали с горки к реке, выражая таким образом поворот солнца на зиму.
День Ивана Купалы праздновался весело. Население представляло солнце купающимся на небе в разноцветных красках. Поэтому на рассвете все участвовавшие в празднике наблюдали за восходом солнца и купались, чтобы снять с себя болезни и злые немощи.
В наши дни традиции праздника не забыты: население собирается возле водоемов, девушки плетут венки из полевых цветов и трав, которые опускают в воду и загадывают желание. Считается, что оно сбудется, если венок не утонет.
Пик праздника – прыжки через костер, но сейчас они не носят того сакрального значения, как много лет назад.
Давние обычаи – самые крепкие и незыблемые, это доказано тем, что они до сих пор присутствуют в нашей жизни.
Использованная литература:
Левкиевская Е. Е. Мифы и легенды восточных славян : [для среднего и старшего школьного возраста] / Е. Е. Левкиевская ; художник Д. В. Поляков, О. А. Полякова. – Москва : Детская литература, 2010. – 316, [4] с. : ил. ; 21 см. – ( Школьная библиотека ). Мифы и легенды древних славян [для младшего школьного возраста / ответственный редактор А. Н. Печерская] ; художник Н. А. Буканова. – Москва : Дрофа-Плюс, 2011. – 63, [1] с. : цв. ил. ; 27 см. – ( Наше Отечество ).
Материал подготовила
Лилия Булатова,
библиотекарь 2-й категории
библиотеки-филиала № 7
Последние новости
Мониторинг санитарно-эпидемиологической обстановки в Усть-Камчатске
Управление Роспотребнадзора контролирует последствия пеплопада от вулкана Шивелуч.
Бюджет Камчатского края на 2025 год: приоритеты и социальные обязательства
Обсуждение бюджета прошло с участием депутатов и жителей региона.
Обсуждение краевого бюджета на 2025–2027 годы в Камчатском крае
Публичные слушания выявили ключевые проблемы и рекомендации по финансированию.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией