Послание Святейшего Патриарха Кирилла, посвященное 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посвященное 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей.

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посвященное 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В эти дни, когда мы молитвенно вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, явленный нашими достославными предшественниками в годину лютых испытаний, я обращаюсь ко всем вам словами апостольского приветствия:  благодать и мир вам да умножатся в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего  (2 Пет. 1:2).

Сто лет назад в вихре постреволюционных перемен богоборцы нашли, как им казалось, подходящий повод для того, чтобы развернуть мощную антирелигиозную кампанию: под предлогом сбора средств для нужд голодающих Поволжья и других регионов страны началось насильственное изъятие церковных ценностей, сопровождавшееся репрессиями духовенства, монашествующих и мирян. Беззаконие и произвол, попрание и надругательство над святынями вскоре стали повсеместными.

В условиях жесточайших гонений в феврале 1922 года  святитель Тихон, Патриарх Всероссийский , обратился ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с особым посланием, в котором свидетельствовал об активных усилиях, которые предпринимает Церковь, чтобы поддержать страждущее от голода население. Помимо призывов к главам отдельных христианских конфессий помочь денежными средствами и продовольствием, по благословению святителя Тихона был основан специальный церковный комитет, а во всех храмах организован сбор пожертвований.

Более того, принимая во внимание масштабы бедствия, Патриарх разрешил  «жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления» . Единственно, с чем не мог согласиться Первосвятитель, — с изъятием из храмов  «священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство»  (Послание Патриарха Тихона о помощи голодающим и изъятии церковных ценностей, 15/28 февраля 1922 г.).

Однако, несмотря на ясно изложенную и обоснованную позицию Патриарха Тихона, насильственные изъятия продолжились. Достаточно напомнить о событиях, произошедших в марте 1922 года в Шуе, чтобы понять, какое на самом деле отношение к Церкви было у новой власти. По толпе людей, вставших на защиту попираемых святынь, был открыт пулеметный огонь. Совершенным злодеянием преследования верующих, увы, не закончились.

Богоборцы не скрывали, что видят своей главной целью окончательную и скорую расправу над Русской Православной Церковью. И сегодня, спустя сто лет, нельзя без содрогания читать страшные строки директивы:  «Чем большее число представителей реакционного духовенства … удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше, … чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать» . Не забота о голодающих людях, но адская злоба и ненависть к Церкви двигали безбожными строителями новой России.

В ходе кампании по изъятию церковных ценностей только за первое полугодие 1922 года большевиками было спровоцировано более 1400 случаев кровавых столкновений, которые сопровождались арестами, показательными судебными процессами, расстрелами, тюремными заключениями и ссылками.

В этих преследованиях и страданиях за имя Христово тысячи чад церковных явили пример крепкой веры и духовной стойкости, терпения и мужества, приняли мученическую смерть и  неувядающие венцы славы  (1 Пет. 5:4). Ныне же они предстоят Престолу Вседержителя, вознося молитвы о Церкви Русской, о земном Отечестве нашем, о странах и народах, принадлежащих к православной традиции.

Размышляя о причинах трагических событий XX века, мы свидетельствуем: все попытки построить светлое будущее без Бога обречены на неудачу, а посему и не могут дать людям столь желанного счастья и благополучия. Поистине,  если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж  (Пс. 126:1). Нужно быть слепым, чтобы не видеть этого главного урока минувшего столетия.

Вспоминая прошлое, совершая спасительную миссию в настоящем, Церковь ожидает славного Второго пришествия Христова, когда, по слову Священного Писания,  будет Бог всяческая во всех  (1 Кор. 15:28), когда  отрет Он всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее пройдет  (Откр. 21:4).

Пока же, пребывая на земле и со смирением  проходя предлежащее нам поприще  (Евр. 12:1), будем стремиться жить по евангельским заповедям, усердно молиться и неленостно трудиться,  уклоняться от зла и творить благо  (Пс. 33:15), хранить  единство духа в союзе мира  (Еф. 4:3).

Бог терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа  (Рим. 15:5-6). Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Последние новости

Мониторинг санитарно-эпидемиологической обстановки в Усть-Камчатске

Управление Роспотребнадзора контролирует последствия пеплопада от вулкана Шивелуч.

Бюджет Камчатского края на 2025 год: приоритеты и социальные обязательства

Обсуждение бюджета прошло с участием депутатов и жителей региона.

Обсуждение краевого бюджета на 2025–2027 годы в Камчатском крае

Публичные слушания выявили ключевые проблемы и рекомендации по финансированию.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Чехове

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *