Что такое эквайринг и как он работает?
Одним из самых полезных изобретений за последние сто лет являются банковские карты. Технический прогресс и развитие товарно-денежных отношений стали предпосылками к их появлению. Изначально они были созданы для упрощения обналичивания средств, хранящихся в банке, однако со временем функционал карт был значительно расширен, и на свет появился эквайринг - система приема платежных карт для оплаты товаров и услуг.
С момента появления эквайринга, возможность расплачиваться картой без использования наличных стала настолько востребованной, что мы уже не представляем свою жизнь без этого инструмента. Но, как и в случае с мобильными телефонами, изначально эквайринг был достаточно примитивным. Использовалось специальное механическое устройство, импринтер, который снимал с карты слип, бумажный «слепок» с ее реквизитами. Это было неудобно и небезопасно, так как такое устройство не имело никакой связи с банком, чтобы проверить наличие у покупателя нужной суммы на счете.
С развитием технологий, на свет появился терминал - специальное электронное устройство, обеспечивающее связь с банком во время проведения операции. Сегодня мы совершаем покупки именно с его помощью. Эквайринг стал не только удобным, но и безопасным методом оплаты, который позволяет исключить риск приема фальшивых купюр.
Сейчас миллионы организаций, предприятий и магазинов используют эквайринг не только потому, что это удобно, но также и потому, что организация экономит на инкассации наличности, ускоряет проведение торговых операций и оптимизирует процесс обслуживания покупателей. Также принимая карты, компании увеличивают объем своих продаж в среднем на 20-30% и приобретают новых платежеспособных клиентов. Многие обладатели «пластиковых кошельков» более склонны к спонтанным покупкам и легче расстаются с деньгами.
Банк-эквайрер - это кредитная организация, которая предоставляет оборудование для эквайринга. Он также осуществляет расчеты с предприятиями торговли или услуг по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и/или выдает наличные денежные средства держателям платежных карт, которые не являются клиентами банка-эквайрера. Данная кредитная организация имеет право одновременно проводить эмиссию банковских карт, эквайринг платежных карт, а также распространение платежных карт, что осуществляется на основе внутрибанковских правил, разработанных банком-эквайрером в соответствии с действующим законодательством.
Эквайринг является одной из банковских услуг, которая обеспечивает технологическое, расчетное и информационное обслуживание организаций в области платежных операций с использованием платежных карт на оборудовании, установленном банком. В целях получения всех преимуществ эквайринга, необходимо заключить договор с банком-эквайрером, который предоставляет оборудование для приема карт в торговых точках, ресторанах и других организациях.
Эквайринг может быть разных видов, таких как торговый эквайринг, который используется в магазинах, гостиницах, фитнес-клубах и т.д., интернет-эквайринг, позволяющий производить покупки через интернет, а также ATM-эквайринг, позволяющий пользователям снимать деньги из банкоматов и различных терминалов.
Основные условия использования эквайринга включают в себя установку специальных устройств на территории предприятия, принятие пластиковых карт на основании договора с банком и выплату комиссии за эквайринговое обслуживание. Банк, в свою очередь, обязуется установить оборудование, обучить работников предприятия обслуживанию клиентов, обеспечить проверку средств на карте в момент проведения операций и возместить оплаченную с помощью карты сумму в установленные сроки.
Кроме того, эквайрер представляет собой организацию, которая ведет депозитные счета для акцептантов карт и несет ответственность за сбор информации по операции и расчет с акцептантами.
Для чего и кому нужен эквайринг
Как мы уже упоминали в предыдущей статье, эквайринг имеет ряд преимуществ. Давайте более подробно разберемся в чем они заключаются.
В первую очередь, компания, принимающая банковские карты в качестве оплаты товаров и услуг, выглядит более престижно и надежно в глазах клиентов. Безналичный расчет также обеспечивает клиентам дополнительное удобство, что положительно влияет на имидж компании. Клиенты могут легко оплатить покупки различными картами в любой валюте. Эквайринг также увеличивает число потенциальных покупателей, так как многие люди отказываются от покупок, когда им необходимо платить наличными. При возможности безналичного расчета покупатели и пользователи услуг чаще тратят больше денег на свои потребности.
Существует статистика, которая указывает на то, что средний чек по платежным картам выше, чем средний наличный чек на 30%. Люди оценили простоту и скорость оплаты банковскими картами и все чаще используют их, даже при малых покупках.
Сегодня банковские карты имеют практически каждый человек, включая пожилых людей. Согласно информации Банка России и Росстата, на 1 января 2019 года, на каждого россиянина приходится по одной-две банковские карты. В 2018 году объем покупок с использованием платежных карт составил примерно 21 трлн рублей.
Кроме того, использование эквайринга позволяет организациям экономить деньги, что достигается за счет отказа от инкассации наличности и полного исключения риска принятия фальшивых купюр. Банки, в свою очередь, предоставляют партнерам различные льготы, такие как дисконтные программы, скидки на банковские услуги и предоставление бесплатных курсов по обучению сотрудников организации.
Эквайринг выгоден не только компаниям и покупателям, но и банкам, которые получают новые возможности для расширения своей деятельности и увеличения числа постоянных клиентов.
Разработка эквайринга является приоритетным и наиболее динамично развивающимся направлением бизнеса на рынке России. Постоянный рост количества банковских карт в стране привел к тому, что их количество уже превышает население. Однако, в развитых странах, таких как США и некоторых европейских странах, этот показатель выше в два, а то и в четыре раза.
Важным фактором развития эквайринга является увеличение уровня финансовой и банковской грамотности населения, которое выбирает безналичный расчет. Карты предоставляют удобный доступ к счетам и кредитным ресурсам, предоставляемым банком, в то время как компании, в свою очередь, получают выгоду от упрощенной процедуры оплаты товаров и услуг, а также получения денег на свой счет в банке.
К сожалению, эксперты отмечают, что Россия отстает в своем развитии эквайринга. В прошлом соотношение безналичной и наличной оплаты в торговых сетях было 3% против 97%, тогда как к 2018 году доля безналичных платежей составила 55,6%, большинство которых приходится на оплату банковскими картами, причем 80% от общего объема платежей.
Хотя Россия сделала заметный прогресс в развитии эквайринга, задача создания большего количества возможностей оплаты товаров и услуг картой до сих пор остается актуальной. Самое время для бизнеса задуматься о возможности установки оборудования для безналичного расчета, чтобы развиваться и увеличивать объем продаж.
Фото: freepik.com