Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

В условиях экономического кризиса руководители предприятий и ИТ-директоры задаются вопросом о ключевых показателях эффективности информационных технологий (ИТ) и возможных путях улучшения этих характеристик. Очевидно, что оборудование и программное обеспечение зачастую требуют постоянных инвестиций, которые не всегда окупаются.

В 2013 году по итогам конференции издательского дома «Открытые системы» было выявлено, что ИТ-менеджмент в России становится полноправным инструментом решения бизнес-задач. Это соответствует мировым тенденциям, подтвержденным исследованием The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey, согласно которому 70% руководителей проявили глубокое понимание важности управления IT-активами, а 31% планировали уделить больше внимания этому направлению.

В то же время многих пугает, что управление постоянно растущей и совершенствующейся ИТ-инфраструктурой предприятия является сложным процессом, требующим специальных знаний, технологий и привлечения сертифицированных специалистов. Однако пренебрежение этой стороной развития бизнеса может привести к серьезным последствиям, таким как использование нелицензионного программного обеспечения, что ведет к критическим сбоям в работе и проблемам с правоохранительными органами, потеря и утечка важной информации, неоправданно высокие расходы на IT-обеспечение, снижение эффективности бизнес-процессов за счет недостаточной IT-поддержки, а также снижение скорости и качества коммуникаций с деловыми партнерами и клиентами.

Верховенство IT-активов в настоящее время делает образование управления этими активами обязательным. К IT-активам следует отнести инфраструктуру (аппаратное обеспечение), лицензионное программное обеспечение, контракты с поставщиками и финансы. Однако каждой организации требуется решить, как управлять активами по своим потребностям и предполагаемой прибыли.

Управление IT-активами включает множество задач, которые включают:

  • инвентаризацию (важно получить комплексные результаты не только в виде бухгалтерской информации, но и в качестве характеристик конфигурационных единиц – КЕ);
  • непрерывный мониторинг – от приобретения до списания (учет действительных и недействительных лицензий, контрактов на лизинг, закупку и поддержку программного и аппаратного обеспечения, используемых и неиспользуемых, устаревающих и невостребованных активов);
  • анализ и разнесение затрат по ключевым точкам расходов и бюджетам;
  • выставление счетов;
  • создание прозрачной отчетности для возможности сравнения себестоимости текущих закупок с рынком;
  • оптимизацию процесса закупок (бюджетирование, стратегическое планирование, снижение и возмещение затрат).

Вся процедура управления IT-активами может и должна быть автоматизирована, для чего разработаны различные модульные решения. Выбор модулей зависит от необходимой глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.

Мировой опыт по управлению IT-активами на данный момент собран в библиотеке IBPL, которая была создана Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (International Association of Information Technology Asset Managers, IAITAM). Также ориентиры приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT, ITIL.

ISO/IEC 20000 – это международный стандарт, который определяет требования к компаниям, оказывающим IT-услуги. Он используется в работе таких высокотехнологичных организаций, как системные интеграторы, банки, страховые компании, интернет-провайдеры и разработчики программного обеспечения. ISO/IEC 19770 – это стандарт, который позволяет выстроить бизнес-процессы в компании таким образом, чтобы в них могло быть задействовано только лицензионное ПО. COBIT – это стандарты, которые определяют задачи информационных и смежных технологий. В них описываются цели и принципы управления, объекты управления, даются определения IT-процессов и требования к ним, а также описываются возможные инструменты реализации последних. ITIL – это британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений и IT-компаний. На сегодняшний день она фактически является международным стандартом в описании фундаментальных процессов управления ИТ-услугами. На базе ITIL созданы структурированные подходы к управлению IT-услугами в ведущих подразделениях компаний Hewlett-Packard, IBM и Microsoft.

На сегодняшний день изучение теоретической базы по вопросам управления IT-активами доступно при обучении на специальностях «ИТ-менеджмент» в крупных технических вузах. К сожалению, не каждый IT-директор и генеральный директор предприятия владеют такими знаниями. Тем не менее, воплощение передовых идей управления IT обеспечивает эффективность ИТ-инфраструктуры всего предприятия.

Интеграция процессов управления ИТ-активами и процессами предоставляет компаниям значимые преимущества:

  • Повышение эффективности управления бюджетом;
  • Качественное стратегическое планирование;
  • Соответствие регулирующим требованиям;
  • Возмещение затрат и определение путей их снижения.

Каждая компания сталкивается с проблемами управления ИТ-активами. Некоторые справляются со своими задачами на своих силах, тогда как крупным холдингам необходима помощь профессионалов.

Оценка рынка услуг менеджмента в информационных технологиях

Судя по данным IDC, российский рынок IT-услуг на 2015 год не самый привлекательный - долларовый сегмент, по их оценкам, снизится на 10%. Однако менеджмент в сфере информационных технологий все еще пользуется высоким спросом. Согласно IDC, запросы на управление IT-активами не снижались даже в кризисный 2008 год.

Согласно мировой тенденции, генеральный директор, а не IT-директор, становится главным заказчиком IT-сервисов в компаниях.

Рейтинг ИТ-компаний России: кто лидирует на рынке управления IT-активами?

Если у вас возникла необходимость найти компанию, которая поможет вам профессионально решить вопросы, связанные с управлением IT-активами, то предлагаем обратить внимание на топовых игроков рынка. Именно они заслуженно являются лидерами отрасли благодаря всестороннему владению информационными технологиями, плодотворным партнерским отношениям с лучшими поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также высоким уровнем конфиденциальности и защиты информации.

Итак, на рынке ИТ-услуг давно и хорошо известны следующие компании (ранжировка произведена по количеству выполненных проектов, уровню сертификации специалистов и отзывам клиентов):

  1. Компания A
  2. Компания B
  3. Компания C
  4. Компания D
  5. Компания E

При выборе ИТ-компании для сотрудничества, обратите внимание не только на ее рейтинг, но и на ваши личные критерии, такие как требования к качеству работы, удобство коммуникаций, стоимость услуг и т.д.

Компания КРОК возникла в 1992 году. Сегодня она занимает лидирующую позицию в сфере IT-системной интеграции на российском рынке, согласно данным IDC, удерживая 16,1% рынка. Кроме того, количество сотрудников в КРОК превышает 2 200 человек, и большинство из них - технические специалисты, обладающие вместе 4 400 профессиональными сертификатами. Благодаря постоянному сотрудничеству с более чем 200 производителями ПО и АО, компания создает комплексные решения, объединяющие в себе инфраструктуру и автоматизацию бизнес-процессов. Центры решений EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec, Dell, существующие в компании, дают возможность клиентам использовать новейшие технологии для решения своих бизнес-задач. В КРОК ежегодно реализуется более 2 000 проектов для корпоративных заказчиков, среди которых значатся такие известные компании, как «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», X5 Retail Group N. V., «АШАН», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РЖД» и многие другие. В 2013 году оборот КРОК составил 27 млрд руб.

Компания IBS была основана в 1992 году, и уже сейчас она занимает лидирующие позиции в первой пятерке различных отраслевых рейтингов. Группа компаний IBS имеет более 10 000 сотрудников, которые работают на всей территории мира. Она сотрудничает как с западными, так и с российскими поставщиками АО и ПО. Компания также предлагает широкий спектр услуг в области информационных технологий, включая разработку и внедрение ПО, бизнес-приложений и консалтинговые услуги в сфере ИТ. Кроме того, IBS предоставляет услуги ИТ-аутсорсинга.

Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С также работает в компании. Её клиентами являются крупные предприятия, такие как «Росатом», «Газпром», Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и многие другие. Консолидированный оборот в 2014 году составил $903.6 млн.

Компания «Техносерв» была основана в 1992 году и уже много лет успешно занимается хранением и обработкой данных, мониторингом и построением ИТ-инфраструктуры, обеспечением информационной безопасности, а также ИТ-аутсорсингом и другими направлениями работы.

Компания имеет представительства в разных городах России и стран СНГ. Среди клиентов «Техносерва» такие крупные компании, как «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и многие другие.

За прошедший 2013 год компания «Техносерв» заняла одно из лидирующих мест в ТОП-3 рейтингов российских IT-компаний, составленных РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги», что свидетельствует о ее высокой репутации на рынке.

Количество сотрудников «Техносерва» превышает 2000 человек, а оборот за 2013 год составил 40,16 млрд рублей.

Компания NVision уже на протяжении 20 лет работает на IT-рынке, предоставляя широкий спектр услуг, таких как консалтинг, разработка и внедрение бизнес-приложений, а также построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры. Компания имеет 20 представительств в России, а также 4 представительства в странах СНГ и Европы.

Более 100 крупнейших поставщиков АО и ПО являются партнерами компании. В настоящее время в ней работает более 3 500 человек, обслуживающих 250 крупных заказчиков, среди которых «ВТБ», «Мобильные ТелеСистемы», «Альфа-Банк», Министерство энергетики РФ, «Высшая школа экономики» и многие другие.

Ежегодно в компании реализуется более 5 000 проектов. В 2013 году компания «NVision» получила выручку в размере 39,4 млрд рублей. В рейтинге ИД «Коммерсант» компания заняла 2-е место по предоставлению ИТ-услуг в 2014 году.

"Астерос" - группа компаний, основанная в 1998 году. В ее состав входят несколько компаний, таких как "Астерос", "КАБЕСТ", "Астерос Консалтинг" и "Астерос Лабс". Эта группа компаний имеет офисы в России и СНГ. Одними из основных направлений работы группы являются построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности в том числе информационной, инженерных сетей, а также разработка и внедрение в бизнес-приложений и ИТ-аутсорсинг. Большинство клиентов группы - крупные компании, такие как «ВТБ», Сбербанк России, «Вертолеты России», РУСАЛ, РусГидро, «Северсталь», «ТНК-BP», «ВымпелКом», «МТС», МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России, ФТС РФ и другие. Более 1 700 специалистов работают в "Астерос". В 2013 году "Астерос" вошла в список крупнейших компаний России "Эксперт-400" с оборотом в размере 19,7 млрд руб.

Хотя каждая из компаний, входящих в группу "Астерос", заслуживает внимания, выбрать лучшего поставщика можно только после детального рассмотрения всех предложений и анализа их соответствия вашим потребностям.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *